Совет дня: как вернуть товар, о свойствах которого покупателя плохо проинформировали?

Как правило, продавцы магазинов отказываются принимать обратно приобретенные товары, ссылаясь на то, что «нам так сказала заведующая». Подобные ситуации уже неоднократно обсуждали социальные сети и новости Троицка.

Как показывает приводимая ниже юридическая практика, покупатель в этом случае может подать исковое заявление в суд и выиграть дело. Причем речь идет не только о некачественных товарах, но и, например, о товарах надлежащего качества, продаваемых во время акций, если продавец предоставил покупателю заведомо неполную информацию о его стоимости. 

Закон обязывает продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В чем заключается обязанность продавца по информированию покупателя?

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», продавец должен сообщить не только всю необходимую информацию о товаре, но также сведения о себе и об изготовителе товара (ст.ст. 9-11 ЗОЗПП). Объем такой информации определяется не только вышеуказанным законом, но и постановлениями правительства РФ (см., напр., Правила продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55). Общие правила информирования определены ч.2 ст.8 ЗОЗПП. Информация в наглядной и доступной форме сообщается на русском языке способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания при заключении договора купли-продажи.

Обычно при покупке большинства товаров не предполагается заключение письменного договора, где обычно оговариваются важнейшие условия — о качестве (ст.4 ЗОЗПП) и безопасности (ст.7 ЗОЗПП) товара. Поэтому продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ч.2 ст.4 ЗОЗПП). При возникновении спора с продавцом о функциях товара может быть привлечен эксперт. Если информация предоставляется в письменном виде (на этикетках, маркировкой и т.д.), спор решается путем установления соответствия перечня и содержания представленной информации требованиям законодательства.

Продавец должен сообщить полную информацию о товаре согласно ст.10 ЗОЗПП и положениям иных нормативных актов, определяющих необходимый объем информации о тех или иных видах товаров. Такая обязанность возлагается на продавца независимо от того, разместил ее изготовитель предусмотренными Законом способами или нет. В этом отношении представляет интерес Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2015 по делу № 33-7304/2015. По данному делу истец заявила требование о расторжении договора купли-продажи косметических средств, возврате уплаченных денег и компенсации морального вреда. Свои требования истец основывал на том, что информация о составе косметики указана только на английском языке и мелким шрифтом, отсутствуют сведения о противопоказаниях. Иск был удовлетворен.

Различные виды товара должны соответствовать требованиям соответствующих технических регламентов или нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (ГОСТы, СНиПы и т.д.). Информация о подтверждении соответствия товаров таким требованиям включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Информация о продавце (режиме работы, лицензии и т.д.) должна предоставляться вне зависимости от места ведения торговли. Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию потребитель может получить в центральном офисе, магазине или просто в другом месте, скорее всего, свидетельствуют о недобросовестности продавца.

Предоставление неполной или недостоверной информации о товаре расценивается как необоснованное уклонение продавца от заключения договора и является основанием для требований о возмещении убытков. А если товар уже приобретен, покупатель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу (ст. 12 ЗОЗПП).

При рассмотрении подобных споров действует презумпция (предположение) об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (п. 44 постановления пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17), поэтому бремя доказывания обстоятельств, освобождающих продавца от ответственности за предоставление неполной или недостоверной информации, лежит на продавце (п. 4 ст. 13 ЗОЗПП). Потребителю же необходимо подтвердить наличие договорных отношений с продавцом и указать объем предоставленной ему информации (договор, чеки, свидетельские показания).

При определении разумного срока, предусмотренного п.1 ст.12 ЗОЗПП, в течение которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п. (п. 36 постановления пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17). Также потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор по факту предоставления неполной или недостоверная информация с просьбой привлечь к ответственности продавца по ст. 14.8 КоАП РФ.

Союз Потребителей Южного Портала – по материалам Сети