В этом году, вне зависимости от прогнозов, россияне будут жить беднее

Российские эксперты дают разные прогнозы по инфляции с разбросом от 10 до 17 процентов. Но каким бы не был фактический результат, очевидно одно - в этом году россияне будут жить беднее.

 

По оценке вице-премьера Ольги Голодец, в 2014 году в России было 15,7 миллиона бедных людей. «Но в условиях инфляции их число неминуемо вырастет», - говорила она в конце прошлого года. Продукты, бытовая техника, автомобили - все это быстро дорожает. А покупательная способность населения снижается. Зарплаты не растут так же быстро, как инфляция. У многих она остается на докризисном уровне. И с каждым днем на эти деньги можно позволить себе все меньше и меньше.

Стоимость продуктов продолжает расти ускоренными темпами. Ценники меняются все чаще, потребитель платит все больше. Некоторые товары дорожают в 12 раз быстрее, чем годом раньше, а эксперты предрекают 20-процентный рост цен на продовольствие в ближайшие шесть месяцев. При этом складывается парадоксальная ситуация - растут в цене не только импортные продукты, но и те, что производятся в РФ в больших объемах. Почему же российские товары дорожают даже с учетом господдержки отечественных производителей?

Больше месяца прошло с тех пор, как Россия ответила на западные санкции запретом на поставки некоторых продуктов. Под эмбарго попали мясо, рыба, молоко, овощи и фрукты из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Почти сразу после этого тревогу забили магазины. Они пожаловались на то, что поставщики резко подняли цены на некоторые группы товаров. Затем и покупатели стали замечать, что ценники изменились - «санкционные» продукты начали неудержимо дорожать.

Потребители обратились в Общественную палату и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Эти структуры зарегистрировали множество сигналов о росте цен. Так, по данным Общественной палаты, в некоторых торговых точках мясо подорожало сразу на 30-100 рублей, молоко на 15-22 рубля, сыр — на 55-200 рублей. Сильнее всего выросла в цене красная рыба — на 130-200 рублей. ФАС, в свою очередь, сообщила о более чем тысяче обращений граждан. Они пожаловались на то, что курятина подорожала на 23 процента, свинина — на 30 процентов, говядина — на 40 процентов.

Наконец, о тревожной ценовой ситуации свидетельствуют и данные официальной статистики. По информации Росстата, цены на попавшие под ограничения продукты в августе ускорили рост. В частности, в 12 раз ускорился рост стоимости курятины - в августе 2014 года она подорожала на 2,5 процента, в августе прошлого года - всего на 0,2 процента. Кроме того, в два раза ускорился рост цен на рыбу и морепродукты. С июля по август 2014 года они подорожали на 1,4 процента, за аналогичный период прошлого года - на 0,7 процента. Всего за неделю со 2 по 8  сентября мясо птицы подорожало на процент, свинина - на 0,8 процента, мороженая рыба - на 0,3 процента.

В таких условиях власти обращают все больше внимания на отечественного сельхозпроизводителя. Премьер-министр Дмитрий Медведев провел уже несколько совещаний по вопросам развития российского агропромышленного комплекса. Первые лица государства настроены оптимистично. Они полагают, что текущая ситуация - это шанс на дополнительный толчок к экономическому развитию. Если все планы будут реализованы, на полках супермаркетов появится еще больше российских товаров. Однако не факт, что это остановит рост цен.

Минсельхоз разработал умеренно-оптимистичный сценарий развития отрасли до 2020 года. С учетом необходимости в ускоренном импортозамещении отечественному агропрому требуются дополнительные вливания. Первоначально ведомство планировало запросить чуть более триллиона рублей, но потом планы скорректировали. «Подготовили, как мы это назвали, умеренно-оптимистический сценарий развития отрасли, предусматривающий дополнительный объем ресурсного обеспечения не триллион, а всего лишь 636 миллиардов рублей», - заявил на-совещании-с Медведевым министр сельского хозяйства Николай Федоров. Согласно этому сценарию, импорт мяса скота и птицы к 2020 году сократится с 2,5 до миллиона тонн, молока - с 10 до 6,6 миллиона тонн.

Замдиректора департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Владимир Азаров сообщил, что уже сейчас удалось достигнуть пороговых значений доктрины продовольственной безопасности по зерну (не менее 95 процентов зерна должно быть российским), картофелю (не менее 95 процентов), сахару (не менее 80 процентов) и растительному маслу (не менее 80 процентов). По мясу доктрину удастся выполнить в 2016-2017 годах, по молоку - к 2020 году, заявил господин Азаров. Напомним, что, согласно документу, в России должно производиться не менее 85 процентов своей мясной продукции и не менее 90 процентов - молочной.

В целом, Россия в состоянии обеспечивать себя продовольствием, а в магазинах много отечественных товаров. Представитель торговой сети «Ашан» Андрей Творогов подтвердил, что российская продукция занимает в ассортименте магазина 80-85 процентов. «Прямой продуктовый импорт составляет не более процента», - пояснил он. При этом господин Творогов отметил, что рост цен на некоторые товары в среднем составляет 10 процентов. Представитель «Ашана» подчеркнул, что повышение стоимости не всегда связано с санкциями. «Например, свинина дорожала еще до их введения», - прокомментировал он. Официальный представитель компании «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева сообщила, что подавляющее большинство товаров магазин покупает именно в России. «Мы фокусируемся на локальном производителе в каждом регионе», - заявила госпожа Токарева. Она добавила, что компания получает уведомления о росте закупочных цен? как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, Россия приближается к тому, чтобы построить импортонезависимый агропром. Прилавки магазинов ломятся от наших товаров. Да, кое-где еще можно встретить итальянский прошутто или испанский хамон, но они и раньше были в меньшинстве, а теперь и вовсе исчезают. С другой стороны, рост цен коснулся не только импортных товаров, дорожают российские продукты.

Стоимость российских товаров оказалась под двойным давлением. Во-первых, существуют объективные факторы, которые нельзя игнорировать. Например, подорожавший корм, цена на который взлетела в три раза (по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, с 3,7 до 11,2 тысячи рублей за тонну) из-за засухи 2011-2012 годов. Во-вторых, сегодня в цену закладывается спекулятивная составляющая. Для поставщиков настал золотой век, когда любое повышение стоимости можно обосновать санкциями. Если взять ту же курятину, то российские птицеводы наращивают предложение. Но цены все равно растут.

Пагубно на ценах может сказаться и идея повального импортозамещения. Казалось бы, намерение благое. Но что из него может получиться? (Загибаем пальцы.) Первое - сокращение на рынке доли иностранных производителей. Это значит, что у отечественных фермеров пропадает мощнейший стимул, а именно конкуренция с зарубежными компаниями. Магазины остаются один на один с поставщиками, которые будут диктовать свои условия. Руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков подчеркивает, что ограничение конкуренции всегда приводит к росту цен и снижению качества продукции. «Я не говорю о том, что норвежская рыба или польские яблоки лучше наших - я убежден в обратном. Но норвежцы и поляки в отличие от нас могут предложить внешнему рынку оптимальное сочетание цены, качества, быстроты и простоты продуктовой логистики», - заявил он и добавил, что в ближайшие полгода цены на продукты могут вырасти на 20 процентов.

Второе - сокращающуюся долю импорта отдадут на откуп нашим новым партнерам, например КНР и странам Латинской Америки. В США или Европе более-менее налажен контроль качества продовольствия. Теперь же поставками в Россию займутся страны, у которых еще не сложилась должная репутация экспортеров. Напомним, что РФ отказалась от китайской свинины еще в 2002 году из-за того, что компании не предоставляли полную и достоверную информацию о распространении инфекционных заболеваний животных на территории КНР. Теперь запрет снят. Наконец, третье. В конечном счете, российский потребитель будет поставлен в самую невыгодную позицию, которую только можно вообразить, поскольку за товары худшего качества ему придется отдавать все больше денег.

Проблемы отрасли носят структурный характер. Их можно перечислить поименно. Дорогие кредиты, ставка по которым достигает 15-20 процентов. Высокие цены на бензин. В Польше, которая больше не поставляет нам яблоки, литр моторного топлива стоит 1,64 доллара. Чтобы сравнить с российскими ценами, необходимо обратиться к паритету покупательской способности. По ППС получается, что поляки платят за литр бензина 31 рубль. В России, которая является крупнейшим нефтепроизводителем и поставщиком энергоносителей, топливо стоит дороже. Следует упомянуть и цены на электричество. По данным Евростата, в Польше киловатт-час стоит 6,5 рубля, в Москве же платят 4,5 рубля. При этом Польша зависима от внешних поставок электроэнергии.

Кроме того, не принимаются меры по развитию конкуренции на рынке. Например, ФАС стоило бы обратить внимание на так называемый полочный сбор, который часто оказывается разным для разных производителей. Также следовало бы уравнять доступ сельхозпроизводителей к логистическим мощностям и госсубсидиям. Другими словами, пока цены в магазинах стремительно растут, ни одна из системных проблем не решается.

Всего за две недели стоимость гречки взлетела более чем на четверть и продолжает расти. Прилавки магазинов пустеют - население запасается впрок, опасаясь, что цены вырастут еще больше. Хотя реальных причин для паники нет. Урожай в этом году богатый, он полностью покрывает потребности россиян.

Уже в который раз в России случилась паника из-за мнимой угрозы продуктового дефицита. Все началось с гречки. За две недели цены взлетели на 27,5 процента. И это только по официальным данным Росстата! Минсельхоз сообщает, что в среднем килограмм гречки подорожал до 45,87 рубля. На местах цена выросла еще сильнее. Результат: бешеный рост спроса, толпы в магазинах и опустевшие полки в бакалейных отделах.

Затем прошла информация о возможном дефиците соли. На этот раз подвела Украина. Поставщики незалежной, обеспечивавшие почти половину российских потребностей в соли, сократили экспорт. Однако власти быстро взяли все под контроль. Было объявлено, что никакого дефицита нет, а отечественный производитель способен обеспечить потребности населения в полном объеме.

Гречневая истерия и история с солью имеют много общего. Оба продукта долго хранятся, оба входят в основой рацион большинства россиян. Причем и соль, и гречка - продукты не экзотические. Это не хамон или прошутто, запрещенные ныне в России, а обыкновенные товары массового потребления. Наученные горьким опытом кризисов и продуктовых дефицитов люди мгновенно реагируют на новости о росте цен. Население готовится к худшему, даже если оснований для этого нет.

Угрозы дефицита действительно нет. По оценке министерства сельского хозяйства, потребность России в гречке - 550 тысяч тонн. При этом уже собрано почти 745 тысяч тонн. Урожая хватит не только для обеспечения внутреннего спроса, но и для экспорта. Никак объективных причин для паники нет. Цены завышают спекулятивно и искусственно.

Тем не менее представители ритейла подтвердили данные о росте цен, причем не только на гречку. Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка») Владимир Русанов заявил, что поставщики гречки говорят о повышении стоимости на 50-100 процентов. Кроме того, на 8 процентов подорожали макароны, на 20 процентов - растительное масло и рис. «Мы считаем, что многие поставщики гречки необоснованно завышают отпускные цены и придерживают продукцию в ожидании более благоприятных условий на рынке», - отметил представитель X5 Retail Group.

Глава пресс-службы группы компаний «О’кей» Артем Глущенко подтвердил, что поставщики повышали цены, ссылаясь на неурожай на Алтае. Официальный представитель «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева сообщила, что все поставщики гречки прислали предложение увеличить закупочные цены в среднем на 40-45 процентов.

Реальных оснований для резкого повышения цен на продукты нет, а в торговых сетях они дорожают. Как же так? Налицо признаки сговора. К делу привлекли Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Там пообещали проверить производителей гречки. Уже есть некоторые результаты. В Алтайском крае никаких нарушений не обнаружили. Дело в том, что в сфере производства и распространения зерновых нет игрока, способного «оседлать» рынок и диктовать ему свои условия. Торговых сетей много, поставщиков еще больше. Представитель ФАС Илья Григорьев сообщил, что о каком-либо сговоре на рынке говорить пока преждевременно.

С этой позицией соглашается антимонопольный экономист, член экспертного совета при правительстве России Вадим Новиков. «Само по себе существенное превышение цены над издержками, как и параллельное повышение цен разными поставщиками еще не признак сговора», - пояснил он. Эксперт отмечает, что на стоимость влияет спрос, а согласно экономическому «закону одной цены», у всех участников рынка цены меняются относительно единообразно и синхронно. «Чтобы говорить о сговоре, ФАС должен найти прямые доказательства переговоров поставщиков о цене или хотя бы показать, что отдельный производитель мог бы больше заработать, если бы снизил цену», - подчеркнул Новиков.

Цены растут из-за повышенного спроса на гречку, возникшего, в свою очередь, в виду локальных проблем с урожаем. Так проблема одного региона становится общенациональной. Ожидается, что ажиотаж вскоре спадет и ситуация с гречкой нормализуется. Но потребителей ждет масса неприятных сюрпризов. В ближайшее время не исключено подорожание других популярных продуктов.

Список псевдодефицитных товаров может вскоре пополниться макаронами, рисом и сахаром.

Ранее некоторые производители макарон сообщили, что через полтора месяца они поднимут цены на 25 процентов. По этому поводу в социальных сетях распространилась шутка о трагической гибели урожая спагетти. Однако все куда прозаичнее. Компании меняют ценовую политику из-за подорожавшей пшеницы. В 2014 году твердой пшеницы собрали меньше, чем в прошлом. Кроме того, из-за падения курса рубля относительно доллара и евро многие предприятия нарастили экспорт, чтобы заработать побольше. В результате на внутреннем рынке зерна стало меньше, его стоимость выросла.

Перейдем к самой популярной в России крупе. Речь не о нашумевшей гречихе или манной каше. Больше всего в нашей стране любят рис. Замгендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова сообщила, что в общем объеме потребления на рис приходится 40 процентов, на гречку - 20 процентов, на овсяные хлопья - 10 процентов, остальное - на манку и пшено.

Урожай риса в 2014 году был рекордный. Минсельхоз сообщает, что было собрано 1,14 миллиона тонн риса. Это на 15 процентов больше, чем по итогам 2013 года. В ведомстве отмечают, что за последние пять лет производство «жемчужного» зерна значительно увеличилось. Среднегодовой показатель - около миллиона тонн. «Это в 1,6 раза больше среднегодового уровня 2004-2008 годов и в 1,2 раза - уровня 1990 года», - сказано в сообщении министерства. А доля РФ в мировом производстве риса - всего 0,14 процента.

Несмотря на богатый урожай, рис может подорожать. «Базовая причина - девальвация, повлиявшая, например, на себестоимость импортного риса», — отметил директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз) Дмитрий Востриков. По его мнению, валютный фактор также делает выгодным экспорт продовольствия, что оказывает давление на цены в России.

Оксана Токарева из «Метро кэш энд керри» сообщила, что в компанию поступило предложение о повышении цен на все виды риса. В первую очередь это коснулось импортных сортов. В среднем рис подорожал на 15-20 процентов. «Также мы получили и частично приняли предложение о повышении цен на российский круглый рис. В среднем на 20 процентов», — прокомментировала она.

И на десерт бурный рост оптовых цен на сахар, вызванный «валютной нервозностью». Поставщики реагируют на валютные колебания, поскольку растут издержки на импортные компоненты свеклосахарного производства. Дорожают семена, средства защиты растений, запчасти, техника.

Эксперт ожидает, что весной-летом 2015 года произойдет сезонный рост цен, связанный с переходом рынка со свекловичного на сырцовый сахар. Россия потребляет не менее 5,6 миллиона тонн сахара. Из свеклы будет произведено 4,6 миллиона тонн. Еще 0,4 миллиона тонн поставит Белоруссия. Соответственно, до начала следующего сезона (август 2015 года) понадобится не менее 0,6 миллиона тонн сахара из импортного сырца. «Себестоимость этого сахара заметно выше текущих рыночных цен. Это и скажется весной-летом следующего года», - поясняет Евгений Иванов.

Самый актуальный вопрос на данный момент: когда рост цен на гречку остановится? Мнения экспертов разделились. Вадим Новиков утверждает, что потенциал для подорожания еще есть. Рост в рознице идет вслед за оптом. Крупу приобретают, в том числе, больницы, пансионаты и тюрьмы. Медианная цена государственных контрактов за месяц (с середины октября) выросла на 8 процентов. При этом максимальная стоимость килограмма гречки при госзакупках увеличилась почти на 50 процентов - с 44 до 65,8 рубля. Так что, пока дорожают оптовые закупки, будет расти цена и в магазинах. Дмитрий Востриков из Роспродсоюза ожидает, что ажиотаж спадет и вместе с ним снизится стоимость гречки. «По нашим прогнозам, цены пойдут вспять уже в январе: аграрии уменьшат стоимость сырья из-за стабилизации ситуации и резкого спада спроса со стороны населения, которое перейдет на приобретенные ранее запасы», - говорит он.

Россиянам придется отдавать все больше денег за продукты худшего качества. В любом случае сейчас мы наблюдаем интересное явление на продовольственном рынке - на стыке экономики и психологии. Есть факт: погибший алтайский урожай. Если верить Минсельхозу, ничего страшного не произошло: россияне все равно не смогут съесть всю намолоченную гречку. Местные производители прислали в магазины обновленные прайс-листы с учетом форс-мажорных обстоятельств. Эта информация просочилась в прессу. В итоге ажиотаж возникает даже там, где урожай не погибал. Приобретенные социальные рефлексы заставляют людей сметать псевдодефицитный продукт втридорога. Работает классический закон экономики - цены растут. Всего за пару недель люди накупили крупы на три месяца вперед. Эксперты уверены, что никакого сговора здесь нет. Местные производители действительно могли испытывать трудности из-за неурожая. Но сама мысль о возможном дефиците раскрутила маховик спроса, под который подстроились и поставщики, и производители…

Служба аналитики Южного Портала – по материалам Сети