Троичане, принявшие участие в работе вебинара ОНФ, выступают ЗА честные закупки!

Журналисты Троицка в четверг, 11 декабря, приняли участие в работе вебинара по общественному контролю в сфере госзакупок. Он был организован дирекцией проекта ОНФ «ЗА честные закупки». Это событие уже нашло свое отражение в новостях Троицка.

 

Ниже приводятся наиболее интересные вопросы, заданные в ходе вебинара.

- В каких дополнительных источниках информации продавец имущества имеет право или обязан публиковать извещения о проведении приватизации государственного и муниципального имущества?

- Согласно статье 15 Федерального Закона 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», информация о приватизации государственного и муниципального имущества подлежит размещению в официальных печатных изданиях и официальных сайтах в сети «Интернет». Согласно распоряжению Правительства РФ №1540-р от 22 октября 2008 г., официальным печатным издание считается бюллетень Росимущества «Государственное имущество». Официальными сайтами в сети «Интернет» определены:

•согласно постановлению Правительства РФ № 909 от 10 сентября 2012 г. - сайт www.torg.gov.ru;

•согласно приказу Министерства экономического развития РФ № 438 от 15 сентября 2010 г., действия при приватизации федерального имущества определяет сайт www.rosim.ru;

•есть также соответствующая информация на официальном сайте продавца государственного и муниципального имущества.

Продавец обязан публиковать информационное сообщение на сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте продавца. В случае если продается федеральное имущество - дополнительно еще на сайте www.rosim.ru. В остальных источниках, согласно действующему законодательству публикации необязательны.

- Как с информированием о закупках в печати? Надо ли печатать (в обязательном порядке) информацию о торгах и закупках на печатных носителях?

- Согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика публиковать извещения о проведении закупок в официальных печатных изданиях. Однако нормативно-правовыми актами заказчика теоретически может быть предусмотрена обязанность данной публикации.

- Как получают статус «активист ОНФ»?

- Стать активистом ОНФ просто. Для этого надо активно участвовать в деятельности Движения и тех инициативах, которые им реализуются. В таких, например, как проект «ЗА честные закупки». Добавляя сомнительные закупки через сайт проекта «ЗА честные закупки», информацию о неэффективном расходовании бюджетных средств, помогая в их экспертной оценке, вы становитесь активистом нашего движения. На сайте проекта «ЗА честные закупки» ведется рейтинг наиболее активных участников.

- Есть ли формальные признаки членства в активе ОНФ - удостоверения, дающие возможность себя позиционировать как активиста?

- ОНФ - это общественное движение, не предполагающее формального членства. Специального удостоверения активиста ОНФ не существует. Активность каждого человека определяется степенью его вовлеченности в реализацию проектов ОНФ. Например, на сайте проекта «ЗА честные закупки» ведется рейтинг наиболее активных участников. Также достижения активиста могут быть отмечены благодарственными письмами и наградными грамотами.

- Можно ли сегодня при проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) покупать товар стоимостью свыше 100 тысяч рублей, например, автомобиль за миллион?

- Случаи осуществления закупки у единственного поставщика описаны в статье 93 Закона о контрактной системе. Также, в случае если аукцион не состоялся, возможно, осуществление закупки у единственного поставщика после получения соответствующего разрешения. Одним словом – можно, если закупка соответствует перечисленным в статье целям.

- Как быть с нереальными условиями участия в аукционе? Например, в Волгоградской области на одной закупке просили обеспечительный взнос в размере 30 процентов от общей стоимости контракта, по нашему мнению, организаторы намеренно суживали круг лиц, которые могли бы принять участие в аукционе.

- В соответствии с положениями 44-ФЗ, а также Положениями отдельных видов юридических лиц, проводящих закупки по 223-ФЗ, при проведении закупок предусмотрено внесение участниками закупки обеспечения заявки и победителем закупки – обеспечения исполнения контракта. Величины данных обеспечений строго регламентируются вышеуказанными нормативными актами: для обеспечения заявки – до 5 процентов, для обеспечения исполнения контракта – до 30 процентов от суммы контракта. Понятие «обеспечительный взнос» не является каким-либо средством обеспечения участия в закупке.

- В 2013 году мы заключили договора сроком на 3 года (коммунальные услуги), как мы должны их отразить в плане-графике, и в каком году?

- Если в последующие годы не планируется проведение процедур, то отражать в плане-графике не требуется.

- На какие ухищрения может идти заказчик с целью завуалировать предмет заказа для создания ограничения конкуренции, и как это на практике может пресекаться и наказываться.

- Заказчик может прописать в техническом задании уникальные требования к товару/услуге, которые может поставить/оказать только один потенциальный участник закупки. Таким образом, его конкуренты, поставляющие схожие товары (схожие услуги), заведомо отсеиваются, что является умышленным ограничением конкуренции.

Проект ОНФ «ЗА честные закупки» как раз и стремится сделать торги более прозрачными, конкурентными, так как это одна из основных проблем в сфере госзаказа, которая сильно связана с коррупционной составляющей. Подробнее прочитать о другим схемах ограничения конкуренции вы можете в нашем специальном разделе «Вики-тыринг» - http://zachestnyezakupki.onf.ru/wiki

Пресекаться и наказываться данные виды нарушений могут, в том числе, посредством написания жалобы в контролирующие органы – региональное управление Федеральной антимонопольной службы или прокуратуры.

- В аукционе на подписку на 2015 год ни одного участника. Что делать?

- В случае, если в аукционе нет ни одного участника, заказчик имеет право повторно объявить проведение аукциона с изменением условий контракта. Возможно, что в данном случае не все потенциальные участники знали о проведении аукциона.

- Тенденция ухода торгов в бумажный формат, которую констатировали как тенденцию сами участники проекта, каким-то образом можно ограничить и перевести исключительно в электронный формат?

- На сегодняшний день согласно действующим нормам 178-ФЗ торги по продаже государственного и муниципального имущества проводятся в форме подачи заявок и предложений в бумажном виде. Законом предусмотрено право проведения аукционов в электронной форме, однако на практике они почти не проводятся. Одной из инициатив Общероссийского народного фронта и проекта «ЗА честные закупки» является внесение соответствующих изменений в 178-ФЗ, согласно которым все продажи государственного и муниципального имущества должны проходить исключительно в электронной форме.

- Изменения плана-графика закупок. Какие изменения, когда и как заказчик может вносить в план-график? Кто утверждает? Что конкретно он может изменить?

- Статья Закона, касающаяся планов-графиков, вступает в силу с 1 января 2015 года. Однако Правительством РФ уже подготовлено постановление, устанавливающее требования в отношении планов-графиков. Согласно данному документу, планы-графики закупок формируются и утверждаются заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в планы-графики закупок осуществляется в случаях:

•а) изменения объема и (или) стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к осуществлению закупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком закупок, становится невозможной;

•б) изменения планируемой даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса, срока исполнения контракта;

•в) отмены заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком закупок;

•г) образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

•д) выдачи предписания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

•е) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

•ж) возникновения обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика закупок было невозможно;

•з) в иных случаях, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок.

Внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее, чем за 10 календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки.

- Задайте, пожалуйста, вопрос, где можно посмотреть информацию о закупке, которая осуществлялась 7 лет назад?

- Закупки, которые осуществлялись 7 лет назад, к сожалению, не хранятся в открытом доступе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru. Срок хранения информации о проведенных закупках составляет не более 3-х лет.

- Входит ли цена договора, заключенного в 2013 году, в СГОЗ на 2014 год?

- Цена договора, заключенного по итогам закупки, определяется на весь период действия договора, за исключением отдельных случаев, предусмотренных таким договором. На практике заказчики стараются провести в текущем году ряд закупок на товары (работы, услуги), потребность в которых возникнет в следующем году. В таких случаях, цены, установленные данным договором (контрактом), будут действовать в течении следующего года. Данная практика является нормальной для определенной номенклатуры потребностей заказчика.

- Чем кардинально отличаются процедуры по продаже государственного и муниципального имущества между собой, такие как: аукцион, продажа путем публичного предложения и продажа без объявления цены?

- Аукцион является открытым по составу участников. Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто, в ходе проведения торгов, согласно величине повышения начальной цены («шаг аукциона»).

Торги посредством публичного предложения могут проводиться, если первоначальный аукцион признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Цена отсечения может составлять до 50 процентов от начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.

- К вопросу о том, что журналист может посмотреть результат того или иного исполнения заказа: видим и знаем, что работа не исполнена, а отчеты на сайте все есть, а дальше-то что? Опубликуем в своем СМИ, а властям начихать! Дальше куда?

- Дальше вы можете подготовить соответствующее обращение в контролирующий орган – прокуратуру с просьбой провести проверку по выявленным Вами фактам, оценить эффективность расходования бюджетных средств с учетом возможной коррупционной составляющей. После официального ответа прокуратуры у Вас появится еще один информационный повод обозначить проблему в зависимости от содержания официального ответа от надзорного органа.

- Кто может быть подписантом справочных обращений (уточнить целесообразность закупки) либо уведомлений о нарушении (когда признаки растраты на лицо) в органы госвласти и хозяйствующие субъекты? СМИ непонятно, к кому обращаться за комментариями. Работу зачастую проводят не те, кто публикует информацию, следовательно, не в состоянии дать качественное разъяснение, почему активисты считают закупку расточительной? Теряется динамика информирования.

- Законодательством в области госзакупок предусмотрена возможность подачи официальных запросов, так называемых запросов на разъяснение документации. В таком запросе можно задавать любые вопросы, касающиеся предмета закупки или положений закупочной документации. Сделать это может любой потенциальный участник закупки. Однако стоит помнить, что при подаче такого запроса при проведении электронных процедур, нужно быть зарегистрированным в информационной системе, в которой проводится закупка.

Что касается обжалования, то любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать действия (бездействия) заказчика. Обжалование производится в соответствии с Главой 6 Федерального Закона № 44-ФЗ.

- Какой мотив у экспертов, да и у журналистов? Особенно в провинциальных – маленьких городков, там, где обсуждать приходится деятельность не просто чиновников, а по сути наместников?

- На наш взгляд самый основной мотив – это гражданская позиция человека, его стремление улучшить жизнь родного города, создать условия для нормальной работы той отрасли, которую он представляет, как эксперт. Таким людям ОНФ предоставляет возможность бороться с неэффективностью властей не в одиночку, а в сообществе таких же неравнодушных людей по всей стране, напрямую заявить о проблемах и донести свою точку зрения и инициативы до высших эшелонов государственной власти и получить их поддержку. Кроме того, нельзя отрицать, что для молодых людей, активная работа в ОНФ может послужить своего рода социальным лифтом, возможностью заявить о своих лидерских, профессиональных качествах, попасть в «кадровые резервы».

- В лоте покупается 10 квартир. Почему не 10 лотов по одной квартире. Это нарушение?

- Согласно 44-ФЗ закупка, в которой в одном лоте закупается сразу 10 квартир – не является нарушением. Однако данное объединение (укрупнение) лотов можно рассматривать как нарушение 135-ФЗ, то есть ограничение конкуренции. В данной закупке получается, что участником может стать только то лицо, которое готово продать сразу 10 квартир. Лица, имеющие возможность продать только по одной, две или три квартиры – не смогут стать участниками такой закупки. Однако, не стоит забывать и про потребности заказчика. Если данные 10 квартир требуется приобрести, например, в одном микрорайоне, или квартале, и они должны быть все новые – понятно, что участником такой закупки может стать исключительно застройщик или его представитель (посредник). В таком случае данная закупка может быть признана без наличия факторов ограничения конкуренции.

- Как бороться и как понимать ТЗ, когда в нем содержится минимальная информация вроде размеров и веса, слово эквивалент отсутствует?

- Добавить закупку на портал проекта «ЗА честные закупки». Обратиться с жалобой в соответствующее управление ФАС с указанием на неправомерные действия заказчика и ограничение конкуренции. Размытое техническое задание препятствует объективной оценке объема товаров/работ/услуг и не позволяет участнику сформировать конкурентоспособное ценовое предложение.

- Сейчас выясняется вопрос о том, что в начале года МУП проводит инвестиционный конкурс, который обременяет переданный ему муниципальный актив. При этом конкурс проводится на интернет-площадке МУП о котором конечно же участники рынка не знают. Налицо «слив» актива интересующему инвестору. Бюджет в минусе. Есть ли практика оспаривания данной процедуры?

- В случае выявления фактов недопущения, ограничения или устранения конкуренции целесообразно обратиться в соответствующее управление ФАС с заявлением о неправомерных действиях заказчика.

Владимир Луценко, служба новостей Южного Портала

при содействии дирекции проекта ОНФ «ЗА честные закупки»