В отличие от пылких французов, русские дуэлянты порой вытворяли такое…

5 декабря 1909 года, на Черной Речке в Петербурге состоялась дуэль между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Никто из поэтов не пострадал, но дуэль, тем не менее, вошла в российскую историю поединков из-за своего комичного повода.

 

Как-то, сидя за чашкой чая, два добрых друга Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева задумали позабавить публику. Они написали несколько поэтических произведений и опубликовали их под именем испанки Черубины де Габриак. Публика была в восторге, она не только требовала продолжения, но и хотела лицезреть прекрасную поэтессу. Но таинственная испанка не спешила показываться свету, она лишь продолжала публиковать свои произведения, которые публика ждала с нетерпением. Особо нетерпелив был поэт Николай Гумилев - он заочно влюбился в незнакомку, искал встречи с ней, обивал пороги редакции… Волошин и Дмитриева в конце концов смилостивились над товарищем и раскрыли карты. Реакция Гумилева оказалась непредсказуемой. Он устроил истерику и вызвал Волошина на дуэль. Местом дуэли была выбрана та самая Черная Речка, где стрелялись Пушкин и Дантес. Николай Гумилев был уверен, что расправится с противником, Волошин же был испуган и хотел помириться. По дороге к Черной Речке он потерял калошу и в итоге сильно опоздал. На его счастье, Гумилев был настолько зол из-за опоздания соперника, что у него от ярости тряслись руки, поэтому пуля пролетела мимо. Волошин в ответ выстрелил в небо.

Пожалуй, самым отъявленным дуэлянтом можно назвать солнце русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Он вызывал к барьеру 29 человек! Товарищ Пушкина по лицею Кюхельбекер страшно обиделся на него за эпиграмму: «За ужином объелся я, а Яков запер дверь оплошно - так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно» - и вызвал поэта на дуэль. Когда Кюхельбекер взял в руки пистолет, Пушкин ехидно улыбнулся и обратился к своему секунданту: «Не хотите ли, сударь, поменяться местами со мной? За барьером, право слово, стоять безопаснее!» И дейст¬вительно, пуля Кюхельбекера через минуту просвистела рядом с ухом секунданта. На этом дуэль закончилась. Кстати, надо заметить, что большинство из вызовов Пушкина все-таки до дуэлей не доходило - друзья поэта договаривались с полицией и воинствующего поэта на время сажали под арест.

 «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина…» - так писал Пушкин о прекрасной 18-летней танцовщице Дуне Истоминой, чей образ будоражил умы самых знатных мужчин того времени. Из-за этой красавицы однажды состоялась дуэль с продолжением! Всему великосветскому обществу было известно, что Истомина крутит роман с Василием Шереметевым, что граф порой устраивает красотке бурные сцены ревности, а та все равно флиртует с поклонниками.

И вот однажды, поссорившись с Шереметевым, Истомина назло ему после спектакля отправилась в гости к будущему автору «Горя от ума» Александ¬ру Грибоедову. Там ее ожидал влюбленный в танцовщицу граф Александр Завадовский. Шереметев тайком следил за ней и увидел, как карета уносит его возлюбленную к сопернику. И хотя потом Дуня клялась, что ничего не было, что они просто мило поболтали «за плюшками», Шереметев, не терпя позора, через своего друга Якубовича вызвал Завадовского на дуэль. Противник поначалу только посмеялся: «Стреляться из-за актриски? Да помилуйте!» Тогда Шереметев прилюдно устроил ссору с Завадовским, да так, что тот рассвирепел и кинул Шереметеву в лицо розетку с мороженым. После такого скандала дуэль была неизбежна.

12 ноября 1817 года на Волковом Поле Шереметев и Завадовский подошли к барьерам. Поодаль встали секунданты Якубович и Грибоедов. Шереметев промахнулся. Завадовский был более удачлив.15 ноября влюбленный граф скончался на руках у Дуни Истоминой. 

Якубович, шокированный таким финалом, вызвал на дуэль... Грибоедова. Враги сошлись у барьеров только спустя 5 месяцев в Тифлисе. Грибоедов промахнулся. Якубович, желая наказать противника не смертью, но страданием, выстрелил ему в руку и попал в мизинец, при этом крикнув: «Не будешь больше музыкантом!» 

В 1860-х на почве дуэлей отличился и Лев Толстой, в те годы - знатный вояка, участник героической обороны Севастополя. Характер у будущего автора «Войны и мира» уже тогда был не сахар, он частенько становился инициатором ссор и пытался всех поучать. В том числе и своего старого товарища Ивана Тургенева. Тот довольно долго терпел. Но однажды, когда оба были в гостях у поэта Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева Полину да ещё и плюнул в сторону товарища. После этого Тургенев попросил Толстого явиться на дуэль. Кто знает, возможно, мы могли бы лишиться кого-то из классиков, если бы в писательские дрязги не вмешались влиятельные друзья. Дуэль отменили, а Толстой с Тургеневым объявили друг другу бойкот, который продлился 17 лет.

История дуэлей знает и более нелепые случаи, нежели ссора Гумилева и Волошина. Например, канцлер Германии Отто фон Бисмарк поспорил с Рудольфом Вирховым. Результат спора - объявленная дуэль. Правда, драться Вирхов предложил не на пистолетах и даже не на шпагах, а... на сосисках: на большом блюде должны были быть разложены сосиски, одна из которых была бы отравленной. Бисмарк, вовремя одумавшись, отменил дуэль, так как посчитал смерть от отравленной сосиски довольно глупой. 

Современные дуэли чаще всего заканчиваются на этапе вызова. Так, Жерар Депардье несколько лет назад вызвал на дуэль премьер-министра Франции Жан-Марка Эро за то, что тот был активным инициатором принятия налога на роскошь. Сражаться актер предлагал на клинках. Но премьер-министр на встречу с клинком не явился, сказав, чтобы Депардье вместо этого заплатил налог. 

В ноябре этого года писатель Александр Проханов вызвал на дуэль Андрея Макаревича. Более того, Проханов предложил устроить перекрестную дуэль - его с Макаревичем и Плотницкого с Порошенко. Макаревич в ответ посоветовал писателю сначала похудеть, а потом стреляться. Один из самых ярых сторонников дуэлей - Никита Джигурда. В Донецке он вызвал на поединок Александра Турчинова и Арсения Яценюка. Правда, Джигурда заметил, что это будет трехмесячная астральная дуэль. «Уверяю вас, что мерзавцы и подлецы на дуэли не отвечают, они делают свои подлости без дуэлей, натравливая друг на друга тех, кто готов сражаться, - сказал Никита Джигурда. - Так поймали в капкан Пушкина и Лермонтова. Они испытывали судьбу, а их убили. Поэтому я за мирное урегулирование конфликтов или дуэль без крови. Я принимаю дуэли в астральном виде, в творчестве».

Служба исторических курьезов Южного Портала – по материалам Сети