Как избавиться от навязчивого спама, рассылаемого с помощью СМС-сообщений?

В общественную организацию «Защита прав потребителей в городе Троицке» обращаются троичане, недовольные навязчивым СМС-спамом. Эта тема весьма актуальна, ее обсуждают социальные сети и новости Троицка.

В частности, троичане жалуются на незаконные СМС-рассылки, осуществляемые газетой «Метро74». В этих СМС-сообщениях газета предлагает размещать объявления на своих печатных и Интернет-ресурсах, указывает их стоимость и адрес редакции. Причем с просьбой о защите своих прав обращаются люди, которые никогда не размещали объявлений и никогда не бывали в редакции газеты «Метро74».

- Сама по себе несанкционированная рассылка незаконна и карается штрафом от 100 до 500 тысяч рублей, - комментирует юридическая служба общественной организации «Защита прав потребителей в городе Троицке». - Телефонный номер является персональной информацией. А обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.

Получается, что газета в погоне за клиентами пошла на преднамеренное нарушение сразу нескольких законов.

21 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 272 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», касающихся запрета массовых несанкционированных рассылок сообщений (СМС-спама) по сетям сотовых операторов. Принятый закон допускает массовые рассылки операторами сотовой связи СМС-сообщений своим абонентам только при условии получения их согласия. Отправители должны заключить с операторами договор об осуществлении рассылки.

Также в Российской Федерации рассылка спама запрещается Федеральным Законом РФ «О рекламе» (статья 18, п. 1). СМС-рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента, причем согласие это должно быть не устным.

За рассылку спама предусмотрен административный штраф, причем для юридических лиц он может достигать 500 тысяч рублей.

Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ и услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Жизненные реалии таковы, что даже если вы не давали согласия на получение СМС-сообщений или отказались от получения всех сообщений, и думаете, что больше вас не будут беспокоить, то это еще не гарантирует вашего спокойствия. Как только номер вашего телефона попадает в электронную базу данных банка, магазина или другой организации, то он может быть использован нелегально сотрудником этой организации, имеющим к ней доступ. Адресаты для рекламных рассылок подбираются именно в таких базах. Поэтому вероятность получения новых порций спама близка к 100 процентам.

Еще несколько лет назад больше всего спама рассылалось через электронную почту. Потом появились эффективные фильтры, которые отсеяли и отсеивают большую часть ненужных сообщений. В случае с СМС-спамом таких фильтров пока нет, и нам самим придется их создавать (лучше всего - наказательно-юридическим способом, подав соответствующее заявление в УФАС), иначе еще через несколько лет основным видом активности мобильных телефонов будет получение СМС-спама.

Союз Потребителей Южного Портала