Гудбай, «Фэйри»: с 1 июня вступают в силу поправки к антиалкогольному закону

Ужесточение алкогольного закона серьезно ударит по бытовой химии и косметике, в результате чего, по мнению «Делового квартала», прилавки магазинов, торгующих бытовой химией и косметикой, могут опустеть. Эта тема уже начала обсуждаться в социальных сетях и новостях Троицка.

Согласно новым нормам, с 1 июня лицензию Росалкогольрегулирования придется получать производителям моющих средств, кондиционеров для белья, декоративной косметики, средств по уходу за кожей лица, дезодорантов, средств по уходу за волосами, парфюмерной продукции, средств гигиены и полости рта, освежителей воздуха, клея, ваксы и даже влажных салфеток. Разрешение ведомства будет необходимо получить при содержании в продукте более 0,5 процента спирта. Сейчас порог составляет 1,5 процента.

Кроме того, компаниям, производящим спиртосодержащую продукцию, придется внедрять на производство систему учета ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система).

Установку ЕГАИС и  покупку лицензии Росалкогольрегулирования председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова оценивает в среднем в 3 миллиона рублей для одного предприятия.

Если же производитель решит обойти новые поправки и снять с производства товары, содержащие более 0,5 процента спирта или каким-то образом изменить рецептуры, это может привести к еще большим затратам - доля товаров с содержанием спирта более 0,5 процента у профильных компаний занимает до 4,5 процента, отмечает Татьяна Пучкова.

Мало того, более чем для половины данных категорий пересмотр рецептуры невозможен: снижение этилового спирта в рецептуре приведет к ухудшению потребительских свойств этой продукции. Также многие растительные экстракты, используемые при производстве ПКП (парфюмерно-косметической продукции), проявляют свои свойства только в спиртовых растворах.

Если же производитель решится на изменение рецептуры товара, это обяжет его заново проходить обязательные испытания на подтверждение безопасности продукции и оценку соответствия, а это дополнительные затраты.

Сейчас такие изменения правил игры будут для компаний особенно болезненными, поскольку более трети сырья, используемого для производства косметики и парфюмерии - импортного производства. За последние полгода в связи с ростом курсов валют цены на сырье многократно возросли. Многие российские предприятия, особенно малые и средние, и так находятся в затруднительном финансовом положении.

Нововведения, которые вступят в силу с 1 июня, ударят не только по производителям, но и по простым потребителям. Не исключено, что полки магазинов на какое-то время могут и вовсе остаться без средств для мытья посуды и дезодорантов. Внедрение на производство ЕГАИС требует времени, изменение рецептуры и вывод на рынок продукции, соответствующей новым правилам – тоже.

В Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ) настроены чуть более оптимистично: на рынке имеется продукция, где не содержится спирт, однако действительно большое количество товаров, которые сегодня есть в продаже, могут исчезнуть.

Причины, по которым ужесточение алкогольного законодательства коснулось рынка бытовой химии и косметики, неясны. Также непонятно, почему процент содержания спирта продукции, разрешенной к продаже с лицензией Росалкогольрегулирования, было решено понизить до 0,5 процента.

Российская парфюмерно-косметическая ассоциация направляла письма-запросы по этому поводу в Аппарат Президента и РАР, но ответа о причинах введения поправки не получила. АППИК БХ  также просила разъяснений у правительства. Ассоциация отправляла вице-премьеру Александру Хлопонину письмо с просьбой отложить вступление в силу поправок к  алкогольному закону. В том же документе производители попросили разъяснить, можно ли вводить в оборот продукцию, закупленную до 1 июня 2015 года. Представитель вице-премьера заявил, что в настоящее время ведется работа по выводу из-под госрегулирования некоторых категорий товаров, относящихся к рынку бытовой химии и косметики. Однако точный список еще не готов. Ответа по поводу нереализованной продукции пока не последовало.

Между тем, торговые сети уже вовсю готовятся к вступлению в силу поправок. Директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова рассказала, что поставщики были проинформированы о грядущих переменах и многие из них начали замену ассортимента. Также в гипермаркетах будет проведена ротация товара, чтобы к 1 июня данной продукции на полках не было.

По некоторым данным, оборот косметики и парфюмерии с содержанием спирта 0,5-1,5 процента на российском рынке весьма внушителен – порядка $200-250 млн. В 2014 году объем рынка спиртосодержащих товаров для дома в РФ составил 188,5 миллиарда рублей, предметов гигиены – 169,7 миллиарда рублей. Самый большой объем рынка – за косметикой – порядка 460,5 миллиарда рублей. Если же ситуация в ближайшее время не прояснится, и из-под ЕГАИС не выведут непищевые спиртосодержащие продукты, одни только производители жидких средств для стирки потеряют порядка 1,35 миллиарда рублей.

Между тем, рынок бытовой химии и косметики уже переживал подобные потрясения в 2006 году. Тогда научно-технический центр «Атлас», подведомственный ФСБ ФГУП, разработал для производителей парфюмерии и прочей спиртосодержащей продукции ПО, которое надо было внедрить на производстве. Кроме того, производители бытовой химии и косметики были вынуждены покупать лицензию Росалкогольрегулирования. Все это привело к тому, что рынок встал: ПО постоянно давало сбои, порядок продажи продукции нового образца не был утвержден. В итоге правительству пришлось в срочном порядке прорабатывать документы, которые бы освободили производителей бытовой химии от действия ЕГАИС. За год сбоев алкогольный рынок просел и потерял порядка $2,5 млрд.

Служба аналитики Южного Портала – по материалам Сети