Полвека на сцене: Примадонна рока, Леди Джаз, «Мисс Шанель», «Фрау Фестиваль» - кто она?

Став Единственной и Неповторимой в роке, превратившись в Фрау Фестиваль, а затем и в Леди Джаз, обретя титул Мисс Шанель, воспарив в мире Высокой Моды, Мисс Совершенство Ирина Понаровская в свои 68 (!) полна творческих сил и женской неотразимости: для нее пишет Макс Фадеев, ее альбом 2021 года поражает идеальной компоновкой и безупречными аранжировками… Информацию о блистательной певице, киноактрисе, телеведущей, дизайнере и финтес-коуче Ирине Понаровской обсуждают социальные сети и новости Троицка.

Выложенное в октябре 2021 года на Ютубе видео с ее песней «Я до слез люблю тебя» наделало немало шума в среде околомузыкальной публики. Просмотры небольшие, однако само упоминание Понаровской приводит отдельных матрон и матронов эстрады в состояние шока. Имя, которое с 70-х годов прошлого века всячески замалчивалось завистниками и интриганами отечественного шоу-биза, вновь вырвалось на просторы Интернета. Да и Бог с ними, с завистниками: хорошая музыка во все времена находит своего благодарного слушателя.

Проведя 50 лет на профессиональной сцене, Ирина Витальевна не изменяет главному принципу своего творчества: честно петь только о тех чувствах, которые движут прогрессом человечества. Ее песни – мейнстрим, зачастую с уклоном в джаз. А поскольку исполнителей качественного саунда этого направления в нашей стране всегда было не так уж и много, творчеством Леди Совершенства все эти десятилетия продолжают восхищаться многочисленные поклонники хорошей музыки.

С детства Ирина Понаровская занималась музыкой под руководством родителей, умела играть на фортепиано и арфе, а как певица она прославилась после победы на международных музыкальных фестивалях в Дрездене и Сопоте. Кроме того, Понаровская исполнила партию Эвридики в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика», выступала в популярном питерском ВИА «Поющие гитары» и джазовом оркестре Олега Лундстрема.

Ирина Понаровская родилась 12 марта 1953 года в Ленинграде. Лето Понаровская проводила в Усть-Нарве, где жила ее бабушка Шарлотта Арнольди. Именно она посоветовала будущей певице заняться вокалом и нашла первого педагога.

Бабушка настояла, чтобы Ирину Понаровскую отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Зачислили ее в класс фортепиано. С 15 лет Понаровская стала учиться у Лины Архангельской.

В свободное от занятий время Понаровская ходила в секцию художественной гимнастики. Она вспоминала: «Я в детстве довольно долго занималась художественной гимнастикой. Когда я пришла в секцию, на меня посмотрели, как на сумасшедшую. Я тогда еще была довольно толстенькой. А после первого занятия даже с некоторым уважением на меня посмотрели, потому что я была невероятно гибкой, прыгучей, как колобок. Ну и свое звание кандидата в мастера спорта я в итоге получила.

В 1971 году Ирина Понаровская поступила в Ленинградскую консерваторию. Уже на первом курсе она прошла прослушивание в вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». С коллективом певица гастролировала по СССР, Польше, Чехословакии.

В «Поющих гитарах» Понаровская исполняла песни «Неприметная красота» и «Вода бывает горькая». Вместе с участниками ансамбля артистка сыграла в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Она исполнила роль Эвридики - лесной нимфы, жены певца Орфея.

Премьера постановки прошла 25 июля 1975 года в Ленинграде. А вскоре чиновники Министерства культуры СССР потребовали немного поменять ее название. Композитор Александр Журбин, который поставил мюзикл, вспоминал: «В то время слова «рок» почему-то все боялись, хотя чем это слово хуже? Это нормальное английское слово, означающее «покачивание». Термин «рок-опера» заменили на «зонг-опера» - от немецкого слова der Song, что переводится как «эстрадная песенка».

«Не каждому артисту удается заявить о себе в полный голос в самом начале пути. Ирине Понаровской удалось, помог ей в этом талантливый творческий коллектив и зонг-опера «Орфей и Эвридика». В музыке Журбина были и развернутые вокальные номера, были и ансамбли, требующие эмоционального и стилистического единства с партнерами. Помимо вокального, образ Эвридики требовал и драматического воплощения. Режиссер открывал Понаровскую для нее самой: на каждой репетиции она с удивлением понимала, что может делать то, о чем прежде и не подозревала», - писал Евгений Эпштейн в журнале «Музыкальная жизнь», № 16, 1981. А на международном конкурсе журнала «Музыкальная неделя» (Великобритания) рок-опера «Орфей и Эвридика» была признана наиболее значительным произведением в стиле рок-музыки за 1975 год!

Рок-опера «Орфей и Эвридика» была очень популярна в СССР, ее показывали на многих театральных площадках в Москве, Ленинграде и других городах, она даже вошла в Книгу Рекордов Гиннесса. Более двух тысяч раз в ней играла одна и та же труппа, в том числе участники «Поющих гитар». Несмотря на перемены, произошедшие в стране в 80-е годы, выход в свет новых рок-опер, «Орфея и Эвридику» почему-то так и не назвали рок-оперой, по старинке предпочитая настоящему названию этого великолепного произведения слова «мюзикл», «спектакль» или просто «постановка».

В том же 1975 году Ирина Понаровская впервые победила в международном музыкальном конкурсе. На фестивале в Дрездене она получила первую премию. Артистка исполнила песню «Люблю» на русском языке, а «Садись в поезд своей мечты» - на немецком. На конкурсе ей даже дали прозвище «Фрау Фестиваль».

Через год Понаровская завоевала еще одну награду. Ей вручили Гран-при на фестивале эстрадной песни в польском городе Сопоте, а также дополнительный приз «за красоту, обаяние и фотогеничность» - «Мисс Объектив».

Понаровская стала очень популярна в Польше. Конкурсную композицию «Мольба» на фестивале артистка исполняла на бис девять раз. А по Сопоту ее возили на специальной машине с надписью «Ирина Понаровская».

В 1976 году Ирина Понаровская переехала в Москву. На одном из концертов ее заметил композитор и дирижер Олег Лундстрем. Он пригласил певицу в свой джазовый оркестр.

В том же году Понаровская впервые снялась в кино. Режиссер Герберт Раппапорт предложил ей главную роль в детективе «Меня это не касается…». Кроме певицы, в нем играли актеры Александр Збруев, Юрий Демич и Бруно Фрейндлих. В прокате картину посмотрело более 20 миллионов зрителей.

Следующим фильмом с участием Понаровской стал мюзикл «Орех Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик». В ленте певица исполнила роль Феи времени. Снималась Ирина Понаровская и в телевизионных передачах. Она выступала в «Голубом огоньке», «Музыкальном киоске», «Утренней почте».

В конце 1970-х у Понаровской начались проблемы со здоровьем. В ноябре 1979 года прямо на концерте в Курске певица потеряла сознание. Несколько лет она лечилась, перенесла операцию. Понаровская вспоминала: «На третий день после операции я уже делала зарядку, чтобы быстрее войти в форму. А ведь из меня во все стороны торчали аж восемь трубок!»

На сцену Ирина Понаровская вернулась в 1980-х. Она вновь начала сниматься в кино: сыграла в картинах «Трест, который лопнул», «Золотая рыбка», «Голубые города». На телевидении вместе с актрисой Ириной Муравьевой певица вела детскую передачу «Будильник».

В 1986 году Понаровская записала песню «Знаю - любил», которая попала в первый советский хит-парад. А в программе «Утренняя почта» даже показали видеоклип на эту композицию.

В 1988 году в Москве в концертном зале «Россия» состоялись первые сольные концерты певицы: программа называлась «Все сначала» (впоследствии вышла отдельным live-альбомом – ред.).

В 1990-х Ирина Понаровская продолжала часто выступать. Среди ее популярных песен этих лет - «Рябиновые бусы», «Ты мой бог», «Женщина всегда права». Артистка участвовала в первой в СССР благотворительной программе «Телемарафон Детского фонда», была членом жюри конкурса молодых исполнителей в Юрмале.

В 1993 году Понаровская выпустила свой первый диск «Так проходит жизнь моя». Некоторые песни для него артистка записала вместе с певцом и композитором Сосо Павлиашвили.

В 1994-1995 годах актриса и певица вела телевизионную программу «Фитнес-класс Ирины Понаровской», для которой разработала собственную гимнастику и методику правильного питания. 

В 1996 году представители Дома моды «Шанель» присвоили Понаровской титул «Мисс Шанель Советского Союза». В 1998 году руководство компании предложило Ирине стать «лицом» фирмы.

В 1997 году певица представила сольную программу «Женщина всегда права».

На площади звезд эстрады в Москве в 1997 году, к 25-летию творчества Ирины Понаровской, открыли табличку с именем певицы. Там же были установлены почетные знаки Клавдии Шульженко, Леониду Утесову, Владимиру Высоцкому, Виктору Цою.

На телевидении Понаровская появлялась в программах «Судьба человека», «Прямой эфир». А в российском шоу о моде «Ты - супермодель» певица была членом жюри.

Кроме музыки, в это время Понаровская успешно занималась дизайном. Певица открыла в Москве собственное ателье, а еще через несколько лет - Дом моды в Нью-Йорке. Она придумывала костюмы для постановок бродвейских театров. В 1999 году она открыла собственный PR-клуб, а в 2000-м вышла ее коллекция одежды под брендом «I-ra».

В 2019 году певица получила звание заслуженной артистки России. В том же 2019-м 66-летняя Понаровская стала лицом проекта IKEBANA (коллекция одежды российского бренда).

Сейчас Леди Совершенство продолжает давать концерты¸ записывает и выпускает новые музыкальные альбомы (в том числе, в этом году – «Все лучшее для вас»). Большой успех имела песня «Я до слез люблю тебя», которую для нее написал известный российский продюсер Максим Фадеев. Судя по грамотной работе в социальных сетях и тому, как восхитительно она использует современные возможности Интернета, на пенсию уважаемой Ирине Витальевне еще ой как рано!

Служба мэломании Южного Портала – по материалам Сети