Оригинальная фраза, принадлежащая Брайану Мэю («Queen») звучит так: «Дело не только в скорости, были и другие люди, которые могут играть быстро… Но они не Ричи Блэкмор» (Брайан Мэй), на этой неделе «мрачному и непостижимому королю хард-роковой гитары» Ричи Блэкмору исполнилось 76 лет, причем говорить о пенсионном возрасте Маэстро более чем преждевременно: чуть ранее Южный Портал писал о новом творении непревзойденного Гения. Тему обсуждают социальные сети и новости Троицка.
Гитарист, имя которого стало синонимом Fender Strat? Родоначальник неоклассического шреда? Верит в мистику, одевается в черное трико и играет старинные мадригалы? Про кого это? Ответ однозначен. Это может быть только великий Ричи Блэкмор.
Каждый, именующий себя рок-гитаристом, наверняка слышал о Ричи Блэкморе. Как и о Джимми Пейдже.
Эти два гиганта британского классического рока из одного поколения, и оба они оказали влияние на бесчисленное множество исполнителей и последователей. Блэкмор прошел, видимо, более разнообразный путь - от ударного хард-рока в Deep Purple, мистического хард-н-хэви и поп-АОР в Rainbow, и наконец до уникальной в своем роде Blackmore’s Night с ее акустической мечтательностью. Эта группа неоднозначно принимается поклонниками хард-рока, поэтому у нее, вероятно, никогда не будет столь же значимой записи, как, например, альбом Led Zeppelin III, если мы сравниваем с Джимми Пейджем. В силу этого Ричи Блэкмор многими воспринимается сейчас как тот человек, который когда-то был знаменит.
Но если рассматривать вопрос с позиции таланта, амбициозности и - давайте уж смотреть правде в глаза - просто убойного мастерства владения гитарой, Блэкмор не уступит Пейджу, а во многом и превзойдет.
Как и у Пейджа, зубы Блэкмора прорезались и оттачивались в несколько странном мире британской поп-музыки 60-х. Ричи взял в руки гитару, потому что «хотел быть похожим на Томми Стила» (рок-н-ролльный гитарист из мюзик-холла). Он брал уроки у великого тогда «Большого» Джима Салливана (который также наставлял и «Маленького» Джимми Пейджа).
Одно время Блэкмор работал сессионным музыкантом в Joe ‘Telstar’ Meek production (у Джо Мика), был участником его хаус-бэнда The Outlaws (вместе с Часом Ходжесом из Chas & Dave), подыгрывал немецкому певцу Хайнцу в хит-сингле Just Like Eddie, а также работал со Скриминг Лорд Сатчем, через рок-приколы которого прошли также Джимми Пейдж и Джефф Бек.
В конце концов, в 1967-м извилистая дорожка привела Блэкмора в группу Roundabout, которая очень быстро превратилась в Deep Purple.
Название? О да, «это была песня, которую моя бабушка играла на пианино». Но в то время Блэкмор был еще просто гитаристом, а роль основного автора сценария DP взял на себя клавишник Джон Лорд.
Первые три пластинки Deep Purple Mark I (с вокалистом Родом Эвансом) не без обаяния, но они были гораздо ближе к психоделическому поп-блюзу, нежели более поздние Purple или напыщенные New Yard Yardbirds / Led Zeppelin Джимми Пейджа.
Кавер на песню Билли Джо Рояла Hush стал их хитом в Америке, и эта мимолетная слава в США имела неожиданные последствия: Блэкмор как-то даже дал уроки игры на гитаре Хью Хефнеру, импресарио журнала Playboy.
В эти ранние годы Блэкмор предпочитал играть на красном Gibson ES-335, его также выбрали для себя Эрик Клэптон, Элвин Ли из Ten Years After и другие, например, американский блюзмен Шугги Отис, которым тогда восхищался Блэкмор.
С музыкальной точки зрения на Ричи также повлиял Джефф Бек: исследование бывшим гитаристом Yardbirds восточных гамм и звучаний в блюз-роковой интерпретации совпало с интересами Блэкмора играть музыку шире, чем рок-н-ролл.
Блэкмор: «Когда вышел Shapes Of Things (The Yardbirds, 1966), все подумали: «Боже мой! Что это... И почему они играют эту индийскую музыку? Этого нельзя допускать». Но это было слишком хорошо».
1970-й все изменил. Еще в 69-м Иэн Гиллан взял в руки микрофон DP, а Блэкмор все больше руководил группой.
«Ричи был не просто гитаристом, он был блестящим новатором», - говорит басист Роджер Гловер. «То, что он сочинил, не поддается описанию. Ричи был феноменальным музыкантом в том, что он делал в конце 60-х - начале 70-х годов. Он был притягательным и динамичным созидателем».
Однако не без трений. Первой пластинкой с Гилланом стала Concerto For Group And Orchestra, которая, как позже сказал Джон Лорд, огорчила Блэкмора, потому что отвлекла внимание от все более упрямого гитариста.
«Это правда, - соглашается Блэкмор. «Мы были рок-группой. Я не мог понять, почему мы продолжаем играть с оркестрами. На меня произвело впечатление то, что делали Zeppelin, и я хотел делать такие вещи, а если это не получится... Хорошо, мы пойдем играть с оркестрами до конца наших дней. Но мы сделали это, и это был Deep Purple In Rock… »
От In Rock (1970) до концерта Made In Japan (1972) Purple Mk II обрушили на поклонников мощные гитарные риффы, вокальный рев и гитарные соло, которые во многом определили хард-рок 1970-х.
Блэкмор обрел неприкосновенность. А гитарные риффы в Black Night, Smoke On The Water, Child In Time, Flight Of The Rat и других треках стали мифическими.
Соло Блэкмора? Это совсем другое. В отличие от Пейджа, он был невероятно точным и четким гитаристом, добавим, еще и сверхбыстрым: Highway Star, Pictures Of Home, Lazy проложили путь к шреду в блюз-роке, гитара звучала намного шире, чем у его современников.
Когда Гиллан ушел после менее яркого и спорного Who do we think we are, и его заменил молодой и никому не известный Дэвид Ковердейл и басист-вокалист Гленн Хьюз, Блэкмор снова поднял ставки, придумав неоклассический фрагмент в Burn..... Ну да, вся ответственность на Блэкморе, если вас интересует то, что делает Ингви Дж. Мальмстин.
В Purple Блэкмор начинал играть на своем ES-335, но вскоре перешел на Fender Stratocaster, который стал его синонимом. Рычаг страта дал гораздо больше возможностей с вибрато (например, соло в Bloodsucker – это семь разных вариантов использования рычага на протяжении всего лишь восьми тактов соло), а также удивительно чистый звук для исполнителя хард-рока.
К 1975 году Блэкмор не был в восторге от фанк-идей новичка DP Хьюза, и запланированный как сайд-проект с Ронни Джеймсом Дио из американской группы Elf, регулярно разогревавшей Purple с 1972 года, новый коллектив вскоре превратился в полномасштабную новую группу.
Rainbow? «Название появилось от голливудского гриль-бара Rainbow on LA’s Sunset Strip», - объяснил Блэкмор. «Я был там с Ронни, мы выпили, как обычно, и он спросил: «Так как мы назовем группу?» А я просто указал на вывеску».
На трех студийных альбомах Дио и Блэкмор представили одну из самых грандиозных рок-групп десятилетия.
Сейчас существует множество шуточек над проектом, вроде тех, что большую часть раннего каталога Rainbow лучше всего слушать, размахивая мечом и облачаясь в медвежьи шкуры, но в то время это было просто поразительно.
Гитарные риффы Блэкмора стали еще более мощными, вспомним Kill The King, Man On The Silver Mountain и Long Live Rock 'n' Roll; а склонность Дио к текстам «подземелья и драконы» вышла на орбиту в Catch The Rainbow, Gates Of Babylon и феноменальном Stargazer.
Последний СМИ окрестили как Kashmir Блэкмора, хотя он, пожалуй, более эпичен, чем этот топотун Zeppelin с восточным ароматом. И несмотря на вышеуказанные протесты Блэкмора против оркестров в Purple, Stargazer таки записан с участием Мюнхенского филармонического оркестра.
Блэкмор сыграл соло во фригийском доминантовом ладу, который используется в индийских рагах, египетской музыке и музыке фламенко, и это был еще один камень заложенный в будущий фундамент неоклассического металла. К этому времени Ричи был уже очень далек от тяжелых блюзовых джемов раннего Purple.
«Удивительно, но многие гитаристы бесконечно используют одни и те же старые реплики», - сказал Блэкмор в разговоре о Stargazer.
«Они никогда не осмеливаются прикоснуться к арабской или турецкой гамме».
Полагаю, было предсказуемо, что классический состав Rainbow просуществовал недолго. Дио ушел в 1979 году, басист Джимми Бейн был уволен; барабанщик Кози Пауэлл прокантовался в группе до 1980 года. Блэкмор же продолжал бороздить музыкальные просторы под радужным флагом до 1984 года, но происходило это в более удобных для чартов музыкальных формах, с музыкантами, менее склонными к индивидуальности, и с менее революционной гитарой: «Он был обеспокоен тем, что его не крутили по радио», - вспоминает Джимми Бейн.
Вокалисты Грэм Боннет и Джо Линн Тернер, безусловно, помогли песням Since You’ve Been Gone, I Surrender и другим стать АОР-хитами, но Rainbow стала звучать не столь индивидуально, похоже на другие группы.
Тем не менее, еще в 1981 году журнал Kerrang! назвал Rising «величайшим хэви-метал альбомом всех времен», и его влияние на группы типа Iron Maiden, пауэр-метал, неоклассический шред и многое другое трудно переоценить.
Блэкмор, известный как очень остроумный человек, размышлял об альбоме Rising: «Все, кто услышал его, говорят, что это лучшее, что я сыграл за многие годы. Они, видимо, думают, что делают мне комплимент. Вот только что они в этом понимают?»
С 1997 года основное внимание Блэкмора принадлежит «ренессансной фолк-рок-группе» Blackmore’s Night. За 24 года вышло 11 альбомов. Это, безусловно, его самое продолжительный музыкальный проект, поскольку даже Стив Морс уже дольше играет в Deep Purple, чем Ричи Блэкмор!
Чтобы не иметь больше конфликтов с вокалистом группы, Блэкмор женился на Кэндис Найт. Время от времени он берет в руки свои страты (и как берет!), но теперь мы чаще видим, как он управляется с другими струнными инструментами: акустической гитарой, мандолой, харди-гарди и никельхарпой.
Начиная с Blackmore’s Night, Ричи размышлял: «Мне все труднее и труднее находить в себе вдохновение от громкой игры. Я лучше просто сяду с гитарой и поиграю. Эта фраза о том, что «ты должен ударить большим риффом», начинает исчезать из меня».
Blackmore’s Night, конечно, не для всех, но это не шутка гения. Однажды он невозмутимо рассказал: «Я вовсе не вписываюсь в область «веселья». Многие музыканты говорят: «О, это было весело». А мне нравится думать, что музыка - это трудная работа, ее действительно приятно делать, но слово весело? Веселье - это когда кто-то шутит и смеется 10 секунд. Музыка намного глубже этого».
И несмотря на свои потрясающие соло, Блэкмор напоминает другим о том, что действительно важно в игре на гитаре.
«Если вы пытаетесь играть слишком технически, вы теряете в музыке, как будто вы играете для какого-то другого гитариста», - говорит он. «А мне нравится играть для людей. Когда я делаю запись, я часто думаю о гитаре в последнюю очередь. Для меня самое главное - вокал, потом аранжировка, потом песня. А уже потом: «О да, должно быть гитарное соло». Но для многих музыкантов все вращается вокруг соло».
Тем не менее, маэстро не разучился играть соло!
Помимо его великолепного звука и точно сыгранных нот, в стиле игры Блэкмора можно отметить несколько моментов. Большой Джим Салливан научил его использовать свой мизинец для игры, что делает далеко не каждый гитарист. Эту технику дольше осваивать, но это увеличивает растяжку и скорость. Он повлиял на множество музыкантов, даже на тех, кто не похож на него.
«Ричи всегда был источником загадок и чудес - в те дни никто не мог так играть», - рассказывает Брайан Мэй из Queen о раннем Блэкморе. «Дело не только в скорости, были и другие люди, которые могут играть быстро… Но они не Ричи Блэкмор».
Джо Сатриани: «Highway Star заставляет каждого, кто думает, что он гитарист, взять гитару и спросить себя «Могу ли я сделать это?»
Для изменения звука Ричи просто щелкал переключателем звукоснимателей на своих Strat: он использовал звукосниматели с одной катушкой только у грифа и бриджа. Таким образом, средний звукосниматель был прикручен как можно ниже, чтобы он не мешал ему играть, и он полностью избегал промежуточных позиций - от второй до четвертой (в противоположность, скажем, Марку Нопфлеру).
С днем рождения, Ричи!
Служба мэломании Южного Портала – по материалам Сети