В Москве выступит Тимур Валеев и его группа «Ключи» - наследники музыкальной романтики из 80-х и 90-х, главными двигателями которой были группы вроде «Секрета» и сольного Максима Леонидова.
Валеев и команда вернулись из небытия в 2009 году и с тех пор выпустили несколько неплохих песен, в том числе трек «Скучаю», который звучит на голову выше всех остальных песен группы (в особенности ранних и наивных вещей вроде «Не надо», «Понедельник 5:25» и других).
На московском концерте «Ключи» представят праздничную программу, в основном состоящую из материала последнего альбома «Гроза», вышедшего в 2014 году. Судя по записям, группа теперь звучит более уверенно и профессионально, да и сочинительских навыков у бэндлидера, похоже, прибавилось. Значит, как минимум, один повод сходить на выступление группы уже есть. Еще один – не совсем музыкальный – это день рождения самого Тимура Валеева, который он будет отмечать на сцене Центрального Дома Художника.
Группа «Ключи» под предводительством Тимура Валеева возникла еще в далеком 1998-м, а в 2001-м о них узнали практически все - когда их песня «Не надо» попала в жесткие ротации сразу нескольких станций - от «Нашего радио» до «Русского радио» - а клип на нее долгое время держался в чарте MTV. Другим хитом «Ключей» стала песня «Нашла» (помните строчки «И ты уже кого-то нашла, и я уже привык быть один»?) Концерты у них тогда были почти каждый день, выходных не было по четыре месяца. Но после масштабного выступления в клубе «Точка», посвященного 5-летию группы в апреле 2004 года, когда площадка с трудом вместила всех желающих послушать песни любимых музыкантов, «Ключи» взяли длительный тайм-аут. На 5 лет - хотя, по ощущениям, не слышно о них было целую вечность, за которую такой простоватый околошансонный поп-рок, который делали «Ключи», давно стал привычным приемом (вспомнить тех же «Бумбокс» и «SunSay»), если вышел из моды. А тут, оказывается, что группа жива, чувствует себя отлично и готовит большой осенний концерт, на котором предстанут все те же их творческие составляющие: романтика, честная мужская лирика, песни и танцы.
Для тех, кто уже подзабыл о романтической группе «Ключи», дабы освежить память, мы публикуем давнее интервью, которое Тимур дал после выхода второго альбома.
Правила просты: Да и нет не говорите, черное с белым не берите. Вы поедете на бал? У группы «Ключи» мы решили брать интервью именно в этом Ключе. Решили давно, но все никак мне не удавалось встретиться с Тимуром Валеевым, главным Ключом. А тут случился повод: группа издает вторую пластинку. Вот я и приехала - а его нет. Я уже решила, что не судьба нам пообщаться, но тут будто из-под земли вылез директор группы. «Пройдемте», - сказал он.
Мы прошли в какой-то закуток. Тут объявился и Тимур. Маленький, шустренький, болтливый и улыбчивый. Весь в черном, с короткой стрижкой и с вечно звонящим мобильным. А мне говорили, что он лохматый, что скрывает красоту глаз своих под черными очками и особо не болтает...
- Давай начнем с самого приятного. То есть с мечты. Я буду начинать мечту, а ты продолжать. Группа «Ключи» стала мегазвездой. Одним прекрасным утром ты просыпаешься с мыслью...
- Отдохнуть хочу!!! Сразу хочу отдохнуть. Моя цель? Иметь возможность зарабатывать только музыкой и тем самым заполучить некоторую степень свободы. Если цель достигнута, то сил уже не остается. Энергии ноль. Мы и сейчас уже идем по инерции.
- У гиперзнаменитой группы «Ключи» вечером выступление на крупнейшем фестивале? на...
- На «Нашествии». Вообще, есть несколько фестивалей, которые мне импонируют. Кстати, вполне вероятно, что мы примем участие в этом «Нашествии». Там будет достаточно много молодых групп, поэтому совсем не обязательно, чтобы группа была гиперпопулярной. Достаточно демократичный фестиваль. А вообще, у нас будет не фестивальные выступления, а крутейшие сольники на самых крупных площадках мира!
- Отлично. На следующий день вам вручают премию...
- Конечно же, Нобелевскую. За литературный вклад. По-моему, Нобелевскую премию в области музыки и шоу-бизнеса еще не вручают, поэтому придется довольствоваться признанием текстов.
- Если «Ключи» - сама популярность, все журналисты грезят интервью с вами. Вам, понятное дело, на всех растрачиваться неохота. Вы в первую очередь предпочтете общение с...
- Отаром Кушанашвили. При всем его отрицательном имидже. Если честно, я не очень хорошо знаю журналистов. Есть ведь не очень известные журналисты, но мне нравится, как они пишут: они глубоко вникают в самую суть. С такими я бы пообщался с удовольствием. Кроме Кушанашвили есть еще один конкретный человек - Светлана Лосева, директор «Ночных снайперов». Она делает интервью для FUZZ'а. Я, к сожалению, читал только одно ее интервью с Гариком Сукачевым - очень понравилось. Там не было дурацких вопросов про то, сколько ему лет и почему он называется «Неприкасаемым». Ее больше интересовали его мысли о каких-то отвлеченных вещах. Из изданий я, пожалуй, никого бы особо выделять не стал.
- Вы заключили контракт с крутейшей звукозаписывающей компанией? с...
- JRC!
- Я имею в виду мейджор.
- А, международный уровень... Тут уже не особо важно, какая конкретно компания. Это могут быть и Sony, и BMG, и Warner, и Universal. Все они достаточно мощные: у них есть и опыт, и рычаги воздействия на мировой шоу-бизнес. Главное, чтобы там были правильные договоренности, чтобы проект у них был приоритетным. На сегодняшний день ни одному представительству этих компаний в России я не отдал бы предпочтения перед JRC или Real Records.
- Учитывая то, что вы очень популярны, у вас есть возможность записать песню с кем-нибудь. Вы предпочтете...
- Брайна Адамса, Cranberries, Metallica, Стинга.
- Наверное, на концерт Стинга ходили, раз такая к нему любовь?
- Не ходили! По многим причинам. Одна из них - день рождения близкого человека. Концерт? Это четкая привязка по времени. Сейчас, накануне презентации, я не могу привязываться ни к чему, когда дело качается хочу - не хочу.
- Естественно, у вас, как у самой популярной группы, есть толпы фанатов. Вы относитесь к ним...
- Осторожно. Общаемся с ними по ситуации. Главное, чтобы не было рецидивов, нездоровья какого-нибудь. Не хочется быть пафосным из необходимости? Пользоваться охраной и тому подобными фишками. Не хочу, чтобы поклонники нашего творчества стесняли какие-то общепринятые человеческие свободы.
- Это все были мечты. А теперь серьезно. Что вы делаете, для того чтобы приблизиться к таким высоким стандартам?
- Мы будем работать во всех направлениях. Сейчас мы завершаем некий цикл: само творчество, репетиции, запись, промоушн. Когда завершим, мы должны будем осознать все, что произошло, а дальше опять начнется творчество.
- Почему же не было взлета после цикла, который завершился выходом первого альбома?
- Звезды так легли. По-моему, альбом был неплохим. Значит, ему не судьба. Это как в разумно-несмешном анекдоте.
- Рассказывай анекдот!
- Из деревни Быстренки в деревню Пушинки по одноколейке каждую субботу и воскресенье ходили два поезда. Когда один шел в одну сторону, второй стоял на запасном пути. Как-то раз у диспетчеров был праздник? Понятное дело, они не досмотрели, и поезда по одноколейке вышли навстречу другу. Все схватились за головы: столкновение неизбежно! Однако через полчаса один поезд приехал в пункт А, другой в пункт Б. Они не столкнулись. Вопрос: почему? Ответ: не судьба! Нам, видимо, тоже была не судьба. У нас было много причин. В последний момент студия «Союз» не посчитала проект приоритетным, поэтому не вкладывалась в него на полную катушку ни на финансовом уровне, не на уровне трудовых ресурсов. А еще был кризис... Весь рекорд-бизнес достаточно серьезно пошатнутся. В те времена еще не было Real'a, все только очухивались. Когда мы подписывали контракт, люди только-только начали понимать, что можно не закрываться и не уезжать подальше, а продолжать что-то делать здесь. К тому же, у нас не было никаких сторонних инвестиций.
- А сейчас есть?
- Да и сейчас тоже нет. Год назад были. Я взял на себя обязательства не сексуального характера, которые вполне можно было выполнить за полгода. Все было сделано, и у нас появились средства на запись. Нам осталось только сыграть два концерта тем людям, которые инвестировали в нас деньги. На нас не пашет ни нефтяная вышка (тонкий намек, видимо, на Алсу Лукойловну - прим. авт.), ни машинный заводик, ни пивной ларек.
- Ты сказал, что вы уже успели очень устать. На что ушли все силы?
- На труды праведные. Поиск финансирования, бесконечные репетиции, полгода в студии, полгода поступательные появления: возобновление ситуации с присутствием на радиоволнах и в телеэкране. Много энергии отняли переговоры и совместный труд с JRC. Мы не всегда во всем легко находили взаимопонимание. Много сил отнял сайт. Там есть форум, фотографии, тексты всех песен, первый альбом в mp3-формате, две песни с нового альбома, скоро по просьбам трудящихся будут аккорды. Долго парились с внешним видом альбома...
- Кстати, какой будет обложка?
- Все очень просто: на обложке буду Я, надпись «Ключи» и надпись «Между нами». Больше ничего. Внутри - лица участников группы. А в фирменной пластинке под каждый текст будет подложена картинка, отражающее настроение песни, как мы его чувствуем. Например, под песню «Нашла» подложено море, под песню «Никто не нужен»? Одинокие следы на песчаном берегу.
- Подобные картинки связаны с какими-то жизненными ситуациями?
- Нет. Это какие-то внутренние ассоциации. Ощущение настроения. В некоторых местах все достаточно прямолинейно. Например, в песне «Между нами» мне почему-то представляется поезд. Именно железная дорога из одного города в другой. Вот мы и нашли именно НАШУ железную дорогу, которая соответствует НАШИМ представлениям. А на песню «Ночь, дождь» - ветки. Веток бывает много, но эти выглядят соответствующим образом. На заднике обложки - скульптура, которая участвовала в клипе «Камни». Такая каменная девушка без рук, без головы, без ног.
- Как тебе кажется, сложно ли будет «Ключам» стать ярким пятном на полотне шоу-бизнеса?
- С одной стороны, мне периодически сопутствует какая-то удача, а с другой стороны, мы привыкли добиваться всего трудом. Трудностей работы мы не боимся. Только что мы обсуждали то, что сейчас уже не происходит того эффекта, которого мы ждали.
- Вы ждали большего?
- Мы ждали большего от песни «Камни», но она пошла не так хорошо, как «Нашла». Это обидно...
- Как тебе кажется, почему так все получилось с «Камнями»?
- Мне трудно это объяснить. По-моему, песня получилась очень цельной. Она мне нравится не меньше, чем «Нашла». Более того, мне нравится еще больше песня «Между нами». Но мы понимаем, что сначала хитом должна стать быстрая песня.
- Это какие-то неписаные правила?
- Это правила писанные. Чтобы к медленной песне проявился соответствующий интерес, сначала должен найтись быстрый хит.
- Не согласна. Вспомни, к примеру, Чичерину, которая начала с «40000 километров».
- Везде бывают исключения. Хороший пример, на который с ходу и не ответишь? Есть здесь свои объяснения. «40000 километров» - это песня, которая безумно понравилась Мише Козыреву. Он ей «обгонялся» - она стала хитом. Если мы принесем ему «Между нами» и он скажет, что «обгоняется» выше крыши, наверное, мы ответим ему: «Обгоняйтесь!» Если же мы сами собираемся ее предлагать, исходим несколько из других параметров. «Между нами» сложна для восприятия: там другой ритм. Боже упаси, не хочу сказать, что «40000» попсовая - она мне очень даже нравится. Это одна из немногого, что мне нравится у Чичериной. Ее быстрые композиции меня вообще не трогают, а вот все медленные достаточно удачные. «Между нами» - классная, но тяжелая.
- Как тебе кажется, хорошо, когда все песни одной группы идут строго по одной линии?
- Это нормально. Ведь при этом они все разные.
- В чем же тогда какой-то изюм «Ключей»? В чем ваша неординарность?
- Кардинальная неординарность - не самое главное. Мы не ставим единственной и главной целью отличаться от всех. Мы стремимся говорить то, о чем думаешь, когда есть, что сказать. Творческий посыл, творческая энергия, особое мироощущение. И если мы где-то с кем-то пересекаемся? Вспомни фильм «Ландыш серебристый». Один говорит, что он гений, а другой, что тот вор. «Неужели все стоящее для меня кто-то написал?!»
- Наверное, вам не раз говорили, что вы слишком творчески близки с «Танцами минус»?
- Упс! Так... Слышу об этом во второй раз. Вчера такие же аналогии прочитал в журнале Play (не путать с Playboy! прим. авт.). Раньше я вообще не придавал этому значения. Я неплохо лично знаю Петкуна. Мы с ним слишком разные люди!
- Вы можете быть разными людьми, но творчество не станет от этого менее похожим.
Тимур: - Посыл разный. Вокальные приемы у нас разные. Понимаешь, какая тут штука? Когда Слава Петкун начинал свою карьеру, ему все говорили, что он – «Свинцовый туман». Я очень хорошо помню, что три года назад он говорил: «Тимыч, ну где здесь Туман? В чем?! В текстах?». А когда начинал «Свинцовый туман», им говорили, что они? «Моральный кодекс». Если человек привык слушать «Руки вверх» и Наташу Королеву, то ему «Мечтать», «Моральный кодекс», «Свинцовый туман», «Танцы минус» и «Би-2» одно и то же. Если он привык слушать «Радио 107.0», то по «Наше радио» для него играет одна длинная песня. Сам я вижу 128 отличий от Петкуна.
- Какие же эти отличия?
- У Петкуна все построено в основном на циклировании удачно выбранных четырех-пяти аккордах. При этом он выдерживает достаточно монотонный вокал, выдавая за песню одну-две фишки с субтоном вверх. Это его почерк. Я уже не говорю о текстах... Мы поем по-разному о разных вещах. В музыкальном ряду «Ключи» крайне редко зацикливаются на аккорды дальше, чем на два квадрата. Мы прыгаем в иную гармонию. Но несмотря ни на что я скажу еще одно: у меня достаточно неоднозначное отношение лично к Славе, но творчество группы «Танцы минус» мне нравится. Это не самое фиговое сравнение. Мне в принципе неприятно, что люди пытаются тут же найти аналог, приклеить ярлык на лоб и заявить, что все это вторично. Слава богу, хоть сравнивают не c самым плохим. Вот если бы нас сравнили с «Королем и Шутом»...
- Хорошо. А как же «Камни»? У «Танцев минус» даже есть песня с таким же названием...
- Это совершенно разные песни. Сначала мы записали свои «Камни», а потом мне девчонки из фан-клуба сказали про Петкуна. Я ему тут же позвонил. Петкун возвращался с какого-то своего концерта и, спускаясь по лестнице, напел мне свои «Камни». Я сразу же успокоился. Ничего общего. У него камни использованы как камни, а у меня как символ тех слов, которые сильно ранят. У него припев про «танцуй-танцуй»... У нас, кстати, ни в одной песне нет слова «танцуй». Пора бы уже!
- У тебя часто песни отражают конкретные жизненные ситуации?
- Постоянно. Оба альбома как минимум на 70 процентов построены на жизни.
- Давай несколько блиц-вопросов. За что бы ты смог отдать полжизни?
- Знаешь, у меня, наверное, слишком много желаний. Я слишком прагматичный. Мне нужно составить целый список, и если все это исполнится тут же, пусть уходит полжизни.
- Из-за чего ты смог бы пролить скупую мужскую слезу?
- У меня даже в зрелом возрасте происходили такие ситуации? Меня могут ранить жестокая обида или смерть очень близкого человека. Все остальное проблемы, которые следует пережить и пойти дальше.
- Что ты будешь делать, если новый альбом не произведет того результата, которого ты ожидаешь?
- Во мне есть два человека. Один творческий, другой продюсер-аналитик. Как продюсер, я буду анализировать, делать выводы и работу над ошибками. Как человек творческий, буду поднимать планку. Будем что-то менять. Мы останемся в стиле, но будем искать, где брешь.
Служба мэломании Южного Портала – по материалам Сети