Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает композитор Алексей Рыбников, заслуживший славу «отца русской рок-оперы». Фанаты «Юноны и Авось» в целом и «Белого шиповника», в частности, активно обсуждают эту тему в социальных сетях и новостях Троицка.
Алексею Рыбникову - автору музыки к рок-операм «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а также фильмам «Приключения Буратино», «Вам и не снилось…», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Тот самый Мюнхгаузен» - исполняется сегодня 70 лет. Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Родители будущего композитора были людьми творческими: отец работал в оркестре Александра Цфасмана скрипачом, а мать — художником-дизайнером. С самых юных лет мальчик пробовал себя в качестве композитора. Уже в восьмилетнем возрасте он написал несколько фортепианных пьес, а в 12 лет — балет «Кот в сапогах». Как замечает сам Рыбников, именно благодаря этому сочинению он стал композитором. При поступлении в музыкальную школу мальчик провалился на экзаменах, но после усиленных занятий в течение двух лет поступил сразу в третий класс Центральной музыкальной школы. Желание юного Рыбникова показать своего «Кота в сапогах» вскоре было удовлетворено с помощью отца, который в то время работал скрипачом в оркестре кинематографии. Он дал послушать сочинение сына знаменитому композитору Араму Хачатуряну, который без раздумий взял начинающего музыканта в свой класс.
Официальным дебютом Рыбникова стало исполнение фортепианной сонаты «Хороводы», написанной на первом курсе Московской консерватории. А после блестящего окончания обучения юноша стал ассистировать Хачатуряну в его классе и преподавать сам. В эти годы композитором были созданы многие камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета, для баяна и оркестра русских народных инструментов.
Музыку для кино Рыбников начал писать с 1965 года. Короткометражный фильм «Лелька», выпущенный режиссёром Павлом Арсеновым, стал его первым опытом в кинематографии. Сейчас на счету композитора более 100 фильмов, среди которых такие известные российские картины, как «Остров сокровищ» (1971), «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), «Усатый нянь» (1977), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978), «Вам и не снилось…» (1980), «Тот самый Мюнхгаузен» (1981). В последние годы композитор написал музыку к таким фильмам, как «Заяц над бездной» (2005), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Отец» (2007), «Братья Карамазовы» (2008).
В 1976 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола состоялась премьера мюзикла «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», музыку для которого написал Рыбников. На следующий год был выпущен и распродан многотысячными тиражами двойной альбом этого спектакля. Сборник занял первое место во всесоюзном хит-параде лучших грамзаписей, а его автор прославился как талантливый современный композитор.
В 1981 году в том же театре состоялась премьера рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского. Спектакль имел оглушительный успех не только в СССР, но и за рубежом, а Рыбников стал основателем нового жанра в советской музыке. Сам композитор о новом направлении говорил так: «Мюзикл — это шампанское с пирожными, а рок-опера — водка с чёрным хлебом. Рок-опера — это гораздо более глубокий и трагический сюжет. Она значительно тяжелее по ритмике, по форме, по манере пения».
Интерес к «Юноне и Авось» и ее создателям подогревали в первую очередь западные СМИ. Сразу после премьеры в Time Magazine писали: «Шум, пробивавшийся сквозь стены и перекрытия театра им. Ленинского комсомола, был достаточно громок, чтобы разбудить основателя Советского государства в его Кремлёвском мавзолее. После почти трёхнедельных препирательств с официальными советскими инстанциями хард-рок триумфально захватил ленкомовские подмостки». В New York Times также считали спектакль антисоветским: «Находившийся в работе четыре года, изысканный причудливый синтез взращенных на родной почве и привнесенных извне тем и форм, он обозначен как первый для советской сцены, где вообще рок-оперы довольно новое и редкое явление. Сочетание религии, полуприкрытых намеков на политику и откровенного признания западного рока». После такой «рекламы» у авторов «Юноны и Авось» возникли трудности: спектакль долгое время не хотели выпускать за рубеж, затянулся и выпуск пластинки с композициями Рыбникова. Казалось, что его музыка значительно опережает свое время.
Рыбникову чудесным образом всю жизнь удается сочетать композиторскую деятельность и активную общественную жизнь. В 1988 году музыкант основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. Ровно через 11 лет создал Театр Алексея Рыбникова, которым руководит и сегодня. Также он известен как художественный руководитель Большого Концертного Зала «Академический», член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям. Рыбников является членом правления российско-британской «Творческой ассоциации», а в 2006 году он возглавил I Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра», став его президентом.
Самым главным делом в жизни Рыбникова всегда была и остается музыка, он считает ее самым необъяснимым из искусств и в то же время самым необходимым. Как говорит сам композитор: «Музыка — одно из доказательств того, что душа все-таки существует».
Служба мэломании Южного Портала – по материалам Сети