Само появление Расулевских чтений в повестке жизнедеятельности региона связано с тем, что Зайнулла Расулев – основатель Троицого медресе «Расулия» - был не только, собственно, муллой, но и богословом, религиозным деятелем, имеющим большой авторитет в мусульманском мире. Итоги завершившейся накануне в Троицке пятой конференции обсуждают региональные СМИ, социальные сети и новости.
- Помимо высочайшего авторитета Зайнуллы Расулева, Троицк сам по себе является уникальным городом, - комментирует кандидат исторических наук, доцент кафедры Древняя история и этнология Евразии ЮУрГУ Гаяз Хамитович Самигулов. – Он во все времена находился на границе Российской Империи и степных народов Центральной Азии. Помимо экономической, таможенной, торговой, ремесленной и военной, город выполнял еще и презентативную функцию. Троицк, наряду с Оренбургом – это город, в котором отдельным указом Екатерины II было разрешено (в 1785 году) строительство каменной мечети. Троицк – это город, в котором мусульманская община активно развивается с XVIII века, наряду с православной. То есть, это город, в котором на протяжении веков формировалось совместное проживание, бытие и взаимодействие людей различных религиозных конфессий. Это проявляется в самых разных вещах, свидетельствуя о том, что Троицк может служить неким образцом, представляя собой пример органичного сосуществования двух (а применительно к Троицку – и больше!) социальных религиозных групп. Не случайно, что тема 5-х Расулевских чтений – ислам и православие. Впрочем, эти аспекты жизнедеятельности Троицка все еще недостаточно полно освещены, собственно, написание самой истории города также ждет своего часа. Будем надеяться, что в ближайшем будущем какие-то обобщающие работы появятся, потому что есть, естественно, работы, наброски, которые хороши, и надо делать некий более обширный обзор.
Что касается непосредственно конференции, ее состава участников, включая первое лицо региона, муфтиев и протоиерея, то она в этом году более чем представительна для научного мероприятия, проводимого в небольшом провинциальном городке. Мой коллега из Казани Ильдус Загидуллин подтвердит, что далеко не на каждой конференции более высокого уровня присутствуют такие участники!
Кроме того, Расулевские чтения-2016 – это первая конференция, в работе которой выделяются две научные секции. А это уже некий посыл обществу от участников, которые с разных позиций пытаются донести мысль о том, что традиционная религия является воспитателем в человеке лучших качеств. А также – то, что сосуществование двух разных религий в условиях России – это самый лучший и естественный путь развития, как государства, так и гражданского общества.
Есть и еще одна, не столь заметная, составляющая – это, собственно, изучение истории, бытования ислама в России, взаимоотношение ислама со светской властью, ислама с православием.
Ну и, наконец, об идеале. История, как известно, никогда гладкой не будет, она никогда не бывает выкрашена только одной краской, включает в себя разные эпизоды, что само по себе также является фактом нашей истории. Поэтому изучение истории – будь то история Государства Российского, ислама или православия – является залогом построения в будущем если не идеальной, то, во всяком случае, эффективно действующей модели общества. Расулевским же чтениям я отвожу функцию выработки механизма гармонизации отношений внутри такого общества.
Служба новостей Южного Портала