Ученые доказали «внеземное происхождение» кулона Тутанхамона

Международная группа ученых при помощи передовых технологий определила, что таинственное желтое стекло ливийской пустыни образовалось в результате удара метеорита о поверхность Земли. Информацию о том, что ученые доказали «внеземное происхождение» кулона Тутанхамона, обсуждают социальные сети и новости Троицка.

Именно из такого стекла был изготовлен знаменитый кулон Тутанхамона.

Как сообщает Phys.org, в исследовании принимали участие ученые из университетов и научных центров Германии, Египта и Марокко. Они проанализировали образцы так называемого желтого стекла, которое издревле находят на территории ливийской пустыни - Великого Песчаного моря. Ее площадь составляет 72 тысячи квадратных километров, она соединяет Египет и Ливию.

«Если вы окажетесь в определенной части пустыни на юго-востоке Ливии и юго-западе Египта, то заметите кусочки желтого стекла, разбросанные по песчаному ландшафту, - пишут исследователи. - Впервые оно было описано в научной статье в 1933 году и известно как стекло ливийской пустыни. Коллекционеры минералов ценят его за красоту, относительную редкость и загадочность. Кулон, найденный в гробнице египетского фараона Тутанхамона, содержит осколок такого стекла».

Загадкой является то, что ливийское желтое стекло по своему составу не похоже ни на одно натуральное стекло в мире. Его происхождение уже почти столетие является предметом споров среди ученых. В 1996 году в рамках другого исследования было установлено, что возраст этого стекла составляет около 29 миллионов лет. А позже было доказано, что исходный материал состоял из зерен кварца, покрытых смешанными глинистыми минералами, а также оксидами железа и титана.

В новом исследовании ученые изучили два куска стекла, которые они приобрели у местного жителя. Образцы были найдены в районе Аль-Джауф на юго-востоке Ливии. Они были изучены с помощью современной техники просвечивающей электронной микроскопии, которая позволяет рассмотреть даже мельчайшие частицы материала - в 20 000 раз меньшие, чем толщина листа бумаги, как говорят исследователи.

«Используя метод сверхбольшого увеличения, мы обнаружили в этом стекле мелкие минералы, различные типы оксида циркония, - сообщают авторы работы. - Минералы состоят из химических элементов, атомы которых образуют правильную трехмерную упаковку. Одна из полиморфных модификаций, которую мы наблюдали в стекле ливийской пустыни, называется кубическим цирконием - тот вид, который встречается в некоторых ювелирных изделиях в качестве синтетической замены алмазов. Этот минерал может образоваться только при высокой температуре от 2250 до 2700 градусов по Цельсию».

Также был обнаружен очень редкий полиморф, известный как орто-II. А он образуется только при очень высоком давлении - около 130 000 атмосфер. Сопоставив параметры давления и температуры, необходимые для образования указанных полиморфов, ученые пришли к выводу, что стекло могло образоваться только при ударе метеорита или взрыве атомной бомбы. Учитывая возраст образцов, исследователи остановили выбор на теории о метеорите. Загадкой, однако, остается то, что в ливийской пустыне нет метеоритных кратеров. Ближайшие известные метеоритные кратеры GP и Oasis, диаметром 2 и 18 километров соответственно, расположены довольно далеко от места, где было обнаружено изученное в лаборатории стекло, и к тому же они слишком малы для удара такой мощности.

Служба новостей Южного Портала – по материалам Сети