Как сделать летний отдых с поездками и путешествиями максимально приятным

Наступило лето и долгожданный отпуск: у каждого появляется желание заранее спланировать свой отдых, и многие, как правило, стремятся часть забот об организации отдыха переложить на туристические фирмы. Информацию о том, как сделать летний отдых с поездками и путешествиями максимально приятным, своего рода памятку потребителям туристических услуг, обсуждают социальные сети и новости Троицка.

Конечно, оформляя тур, мы стараемся не думать о возможных неприятностях, которые могут произойти на отдыхе. Но если они все-таки случаются? Нужно быть к ним готовым. И не только морально, но и юридически, чтобы грамотно защитить свои права и добиться справедливости. Прежде чем заключить договор, необходимо ознакомиться с полной информацией о турфирме, которая организовывает отдых. В предоставлении информации вам не могут отказать, сославшись на то, что договор не подписан, а значит вы пока не клиент – это будет являться нарушением права потребителя туристических услуг на информацию.

- Прежде всего необходимо знать, к кому вы обратились – к туроператору или тур-агенту, - комментирует юрисконсульт консультационного пункта по вопросам защиты прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Троицке» Елена Сергеева. - И туроператоры, и тур-агенты осуществляют свою деятельность на основании закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Туроператоры - это компании, которые обеспечивают организацию отдыха, что называется, «от и до»: бронируют отели, заказывают авиарейсы, обеспечивают экскурсионные программы. Кроме того, туроператоры определяют цены на туры и занимаются продвижением их на рынке. Тур-агенты – это компании, которые только реализуют туры, сформированные туроператором за комиссионное вознаграждение (т.е. компании посредники).

Закон «Об основах туристской деятельности» определяет, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора (ст. 10). Договор по реализации тура фирмой подпадает под понятие публичного договора (статья 426 ГК РФ). Из этого следует, что фирма должна устанавливать цену тура и иные условия договора одинаковыми для всех потребителей, а также то, что она не может отказать в заключении договора при наличии тура. В договоре о реализации туристического продукта должны содержаться существенные условия договора, которые определены ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». К ним относятся:

•размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора, или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей такое обеспечение;

•сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

•общая цена туристского продукта в рублях;

•информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

•права, обязанности и ответственность сторон;

•условия изменения и расторжения договора;

•сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора.

Кроме права на информацию, у потребителя есть право на безопасность: туристическая услуга должна быть безопасна для жизни и здоровья гражданина. Статья 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» обязывает туроператора (тур-агента) предоставить туристу при заключении договора информацию, содержащую сведения об опасностях, связанных с путешествием и об особенностях путешествия.

Согласно требованиям санитарных правил организации, направляющие граждан Российской Федерации в страны, неблагополучные по инфекционным заболеваниям, должны известить о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, симптомах заболеваний, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания, и необходимости иметь документ о профилактических прививках против инфекционных заболеваний. Если жизни и здоровью туриста был причинен вред, он подлежит возмещению в полной мере в соответствии со ст. 14 ФЗ «О защите прав потребителей», за исключением случаев, когда потребители нарушают установленные правила, либо в случае непреодолимой силы.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К таковым относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Также договор может быть расторгнут в связи с возникновением в месте отдыха обстоятельств, которые могут угрожать жизни, здоровью, имуществу гражданина.

Права и обязанности туриста, если ему оказали туристические услуги ненадлежащего качества, определяются нормами Гражданского кодекса РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Статья 10 закона «Об основах туристской деятельности» ограничивает размер возмещения убытков при расторжении договора двумя стоимостями туристского продукта.

Необходимо обратиться к туроператору с претензией в письменном виде. Любые фото и видеоизображения послужат потребителю доказательством того, что отдых существенно отличался от обещанного по договору (например, если номер гостиницы или вид из окна отличался от указанного в договоре и иное; также можно составить акт, в котором попросить расписаться администрацию гостиницы и свидетелей).

Возникновение неприятных ситуаций может быть связано со следующим: с недостатками в сервисе, который включен в тур и является его частью; с недостатками при оказании тех услуг, которые в тур не входили, а были заказаны и оплачены туристом на месте; с недостатком информации, полученной при заключении договора. Туроператор или тур-агент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Приятного Вам всем отдыха и путешествий!

Служба новостей Южного Портала