Этот день особенно актуален для самого солнечного города Южного Урала – Троицка – в свете недавних находок во время реконструкции Центральной площади: воодушевленные найденными артефактами, истинные любители краеведения вновь вспомнили о том, какой огромный неизведанный пласт древней истории хранят земные недра, как много интересного мы можем узнать о том, каким был наш город много веков назад. Тему обсуждают социальные сети и новости Троицка.
Этим летом во время реконструкции Центральной площади археологи обнаружили три могильника с кухонной утварью, что указывает на женские захоронения. Скорее всего, находки относятся к эпохе бронзы. Подобные захоронения обнаруживали в Троицке и его окрестностях и раньше. Заселение Южного Урала началось в эпоху палеолита. Тогда в степных районах, в том числе и на территории Междуречья, как называют троицкую землю отдельные исследователи, существовала развитая цивилизация. Эти племена занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. До заселения русскими в нашей местности жили казахи рода карабалык племени кыпшак Среднего жуза.
В Международный день коренных народов особенно заметно, как велико богатство культур коренных народов и особый вклад, который они вносят в семью народов мира. С момента своего основания в 1743 году город Троицк, расположенный на самом юге российской Челябинской области, на границе с Казахстаном, был и остается городом пограничным, многоязычным и многоконфессиональным. С одной стороны – это форпост православия, что читается в самом названии города. У города – историческая державная роль оренбургского казачества, русского купечества и крестьянства. С другой стороны - огромный тюркский мир: внутренний - татаро-башкирский, внешний - казахский, узбекский, киргизский…
- С самого начала своего существования Троицк являлся центром притяжения казахского населения Среднего и Младшего жузов и Восточного Туркестана, - рассказывает знаток тюрко-мусульманской истории города, доцент Уральской государственной академии ветеринарной медицины Рауф Гизатуллин. - В XVIII-XIX вв. из Троицка регулярно отправлялись караваны в Бухару, Ташкент, Хиву, Коканд, Ходжент, Кашгар и другие города Центральноазиатского региона. Казалось бы, прошло уже много лет, но даже сегодня, бродя по троицким улицам, ощущаешь это восточное влияние.
История Троицка многообразна, особенно интересна его этническая составляющая – славяно-тюркская. Феномен троицкой культуры - такой многогранной, полиэтничной и поликонфессиональной - возник благодаря тому, что город стоял на порубежье России с тюркским миром, с Казахстаном и Центральной Азией. Татары здесь, в общем-то, оказались только потому, что российскому правительству нужны были посредники – торговцы, толмачи, проводники, караванщики, - для проникновения в «Полудённую Азию», как ее по преданию, называл Петр I. Именно вследствие соседства с Казахстаном и Центральной Азией город развивался и рос: сначала благодаря меновой торговле, а потом и оптовой торговле с народами этого обширного региона. В быту восточное влияние выражалось в широком использовании паласов, войлоков, кошм, ковров. В питании вошли в широкое употребление восточные лакомства (тростниковый сахар, рахат-лукум, сухофрукты), плов, кумыс. Причем не башкирский, а именно казахский, который считается более целебным за счет трав, выросших на солончаках, который дает уникальное сочетание микроэлементов. Кстати, и мясо ценится только у той овечки, что выросла в степи, а вот коровье молоко лучше с горных пастбищ. В конце XIX века многие троичане держали частные кумысолечебницы, весьма популярные, так как тогда в России свирепствовала чахотка.
Помимо татар и башкир, в городе постоянно проживали казахи, как местные, так и приезжающие для торговли, а также купцы из Бухары, Хивы и Коканда (в конце XIX века мусульманское население Троицка составляло в среднем 40 процентов от общего количества жителей).
Среднеазиатское население делилось на две категории – собственно купцов и проживающих в Троицке резидентов – крупных купцов, чьим постоянным местом проживания были города Центральной Азии. Вот как писала в 1849 году местная газета:
- Многие Бухарцы приезжают сюда, что называется, пожить нараспашку, пощеголять в шелковых халатах, не дозволенных им на месте, попить дурного бальзама и вечерком прогорланить дико песенку, аккомпанируя себе на чем-то в роде русской балалайки, заложив руки с важностью посмотреть из окна на нарумяненные щечки прокатившейся купеческой дочки; есть еще такие, которые поселились навсегда в Троицке, выстроив себе дома, и даже застраховав их.
Следы пребывания представителей этих народов мы можем найти в современном облике троицких татар. С одной стороны, они сохраняют самосознание казанских татар (что уникально для Челябинской области, татарское население которой формировалось в основном за счет мишарей и тептярских групп), и очень гордятся этим, но с другой троичане несколько отличаются от казанцев антропологически. Сказываются последствия не только традиционных браков с башкирами, но и с казахами; многие старинные троицкие семьи ведут свое начало от тех или иных выходцев из Центральной Азии. Так, богатые татарские купцы, которые занимались караванной торговлей с городами региона и могли себе позволить содержать не одну жену, регулярно привозили из Туркестана невест.
В летнее время, с мая по октябрь, во время торжищ, население Троицка возрастало в несколько раз за счет приезжих торговцев из государств Центральной Азии. Они активно участвовали в жизни местной мусульманской общины. Источники упоминают, что вторая соборная мечеть Троицка (всего до революции в городе было 7 мечетей – прим. ред.) была построена в 1835-1838 гг. по ходатайству «Бухарского караванного начальника» Искандера Бабажанова. Предположительно его потомок, троичанин Амирфаиз Бабажанов (1867 – 1943) был известным исполнителем песен тюрко-язычных народов, в том числе на узбекском и казахском языках, существовали даже его граммофонные записи.
Особенностью духовной жизни мусульманской общины города XIX в. являлось то, что троицкие мусульмане были истово религиозны и консервативны. Приезжие муллы, получившие образование в медресе на территории Уфимской и Казанской губерний, отмечали, что им трудно найти общий язык с троицкой общиной, уж больно они категоричны в своих оценках и суждениях. Это объяснялось влиянием мулл, получивших образование в медресе Центральной Азии, в том числе бухарских, известных своим религиозным ригоризмом и консерватизмом, а также тем, что многие троичане подолгу жили в Туркестане.
Последние караваны из Троицка уходили в октябре, в декабре переходили Сырдарью, а в обратный путь отправлялись в середине марта, чтобы успеть к открытию троицкой ярмарки. И если в пути через степь троицкие купцы и их приказчики служили примером богослужения для своих караванщиков-казахов, то за Сырдарьёй сотни тысяч глаз следили уже за троичанами – истинные ли они мусульмане, не притворяются ли?.. Да и в самом Троицке, как я уже говорил, жили выходцы из эмирата и ханств Центральной Азии. Поэтому клирики и прихожане мечетей Троицка до последней трети XIX в. старались до мелочей (насколько это можно говорить в отношении религии) придерживаться правил, принятых в Бухаре и Коканде. Как писали дореволюционные исламоведы: «…обрядовая сторона мусульманства в Троицке проявляется ярче, чем даже в Уфе. В Троицке же сосредотачиваются носители мусульманской премудрости и бдительные стражи ее интересов в лице местных мулл… откуда зорко следят за неприкосновенностью религии правоверных в окружающих странах, и где сосредотачиваются все вести о положении дел мусульманства».
Присоединение Центральной Азии ослабило традиционную посредническую роль троицких мусульман в приграничной и караванной торговле. Это заставило их модернизировать производство, осваивать новые рынки, открывая свои торговые и промышленные предприятия в городах Центральной Азии и внутренних степных ярмарках. Многие татарские купцы, в том числе Бакировы, Яушевы имели свои фруктовые и хлопковые плантации на территории современного Узбекистана. Кроме того, благодаря духовным связям с Туркестаном, Троицк стал одним из проводников распространения суфийского ордена Накшбандийа на территории Урала и Поволжья. Благодаря усилиям великого суфийского шейха этого ордена Зайнуллы Расулева (1833-1917), который был имамом одной из городских мечетей, Троицк стал общероссийским центром мусульманского просвещения, в Троицке начали работать джадидистские медресе (от арабского «джадид» – «новый», реформистское медресе, характеризующееся введением звукового метода обучения, классно-урочной системы и преподаванием ряда светских дисциплин). В частности, в знаменитом медресе «Расулия», названном по имени З.Расулева, учились основоположник казахской литературы Султанмахмут Торайгыров, каракалпакский поэт Ажинияз Косыбай-улы и другие представители молодой интеллигенции народов Центральной Азии и Казахстана.
В советское время Троицк продолжал оставаться авторитетным духовным центром в глазах тех же жителей Казахстана, что получили здесь образование, а также жителей приграничных с Челябинской областью регионов Республики. Шакирды (студенты) троицких медресе дожили до 1970-х гг. и передали своим детям легенды и предания о Троицке. Не случайно на излете советского времени немало казахов посещало третью мечеть г. Троицка (единственную, работавшую в то время). Не забывали казахи и древнее мусульманское кладбище в южном пригороде, захоронения которого относятся к XVI в. и почитаются казахами, как священные. А сегодня немало паломников из Казахстана стремятся помолиться на могиле Зайнуллы Расулева. На гранях обелиска на его могиле имеются сколы, но это не дело рук пьяных вандалов или атеистов-безбожников. У казахов распространен народный ислам, согласно которому необходимо отломить кусочек от надгробья исламского святого – аулия, истолочь его в пыль, смешать с кумысом и выпить. Такое снадобье, согласно поверью, лечит от болезней, что касается могилы Расулева, то, порошок от его надгробия якобы излечивает от бесплодия. Некоторые паломники из Центральной Азии, где распространен культ поклонения аулия, также оставляют на его могиле монеты и скромные подарки, надеясь на заступничество и помощь шейха.
Служба новостей Южного Портала