Торговая отрасль для Марии Шагвалиевой – место, где она успешно трудится уже порядка двадцати лет, успешно – потому что, в отличие от многих других представителей этой сферы деятельности, черных полос в ее жизни не было. В канун отмечаемого завтра, 29 июля, Дня работников торговли, мы рассказываем об одной из славных представителей этой отрасли, тему обсуждают социальные сети и новости Троицка.
- В торговлю я пришла студенткой Троицкого ветеринарного института, как и многие другие на рубеже веков, когда фактически происходило второе рождение этой отрасли, - вспоминает Мария. – Начинала с должности управляющей оптово-розничным магазином бытовой химии. Перевелась на заочное обучение, закончила вуз и продолжила совершенствоваться в торговле, имея на руках диплом ветеринара. За время заочного обучения успела принять участие в открытии первого в Южноуральске магазина самообслуживания «Русский чай». Здесь же познакомилась со своим будущим мужем. Он у меня программист, системный администратор. Мы поженились, теперь в семье, помимо нас, 12-летний сын, а дочери 2,5 года. Можно сказать, что с рождением второго ребенка у меня открылось второе дыхание: я работаю в отделе зоотоваров и с удовольствием применяю на практике знания, полученные в вузе.
- Мария, сейчас 11-й час дня, в торговом зале почти нет покупателей. Откуда берется прибыль?
- Мои покупатели, в основном, приходят с утра и по окончании рабочего дня, то есть после 17 часов. Сейчас у многих есть домашние животные. А для любимцев, как известно, никаких денег не жалко. У меня самой есть домашние животные, поэтому заботы моих клиентов мне очень близки!
- Наблюдаю за работой продавцов много лет, и у меня сложилось впечатление, что эта категория тружеников – люди с крепкими нервами. В чем секрет такой выдержки? Ведь, какой бы покупатель ни стоял по ту сторону прилавка – надо всем улыбаться и отвечать на задаваемые вопросы.
- Да покупатели бывают разные. Есть те, кто выплескивает на окружающих свой негатив. Что тут поделаешь: отвернулся, выдохнул – и улыбайся дальше. Мне нравится улыбаться, заражать людей хорошим настроением. Каждый уважающий себя продавец должен найти к клиенту свой персональный «ключик»! У меня, например, за многие годы выработалась привычка, когда человека сразу оцениваешь и дальше уже выстраиваешь линию поведения: с этим покупателем лучше промолчать, а с этим и поговорить можно. Ведь есть много пожилых людей, которым требуется элементарное общение. Они добрые, приветливые, стараются у меня что-то купить. Общаться с ними – одно удовольствие! Сейчас я уже знаю почти всех своих покупателей. И могу сказать: люди идут не столько за товаром, сколько «на продавца». Пусть даже у меня что-то будет дороже, чем в магазине через дорогу. Мой покупатель будет ходить только ко мне! В канун профессионального праздника я хочу пожелать моим коллегам терпения, здоровья и хорошего настроения! А еще хочу пожелать благополучия всей стране – чтобы у нас всегда была хорошая выручка!
Владимир Луценко, газета «Метро74», служба новостей Южного Портала
На фото автора: Профессионализм – это улыбка на лице продавца, считает Мария Шагвалиева