Троицк хорошо знаком и довольно широко известен не только на Южном Урале, но и далеко за его пределами. Этот факт был зафиксирован в ходе пятых «Расулевских чтений», которые собрали в стенах Троицкого аграрного госуниверситета весь цвет исламской науки. Событие комментируют региональные СМИ, социальные сети и новости Троицка.
- Я впервые в Троицке, но историю вашего замечательного города, как и историю татар, изучаю уже второе десятилетие, - прокомментировал доктор исторических наук, заведующим отделом средневековой истории Института истории им. Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан, ректор Российского исламского университета Ильдус Котдусович Загидуллин. – Читал много материалов о Троицке, и считаю этот город уникальным. Ведь это – результат специального проекта царского правительства по налаживанию системной торговли и экономических отношений с казахской степью и Средней Азией. В Троицке, наряду с Оренбургом, Семипалатинском и Петропавловском, был открыт меновой двор. Во всех четырех городах, по образцовым планам, утвержденным Екатериной II, возводились минаретные мечети с куполом, оказавшие существенное влияние на архитектуру местных культовых зданий.
Близость Троицка к Казахстану, Средней Азии, Татарстану и Башкортостану оказала огромное влияние на взаимодействие народов, проживающих в этих территориях. Хочу подчеркнуть, что Троицк – город татаро-мусульманский. Дело в том, что, когда мы изучаем историю, то видим, как в России подлинно мусульманские города появились только после присоединения Средней Азии. По обыкновению, в малых городах татары составляли отдельные общины, жилые кварталы, а в случае с Троицком мы видим, что такая община – целый город. То есть, наряду с православно-русским городом существовала определенная территория с присутствием инфраструктуры общественных зданий – магазинов, вплоть до пассажа, культовых зданий, учебных заведений, благотворительных учреждений и, конечно же, построенные по градостроительным нормативам, жилые здания купцов и мещан, которые составляли основную часть населения.
Кроме того, в плане духовного развития, в данном регионе, наряду с Оренбургом, формировалась своя собственная база подготовки религиозных деятелей. Здесь работали мектебы и медресе, которые обслуживали не только город и округу, но и огромную территорию. Известность ишана медресе способствовала популярности, и в Троицк приезжало много людей из казахских кочевий. Для них Троицк - альма-матер духовности. Благодаря активной работе медресе появилось первое и второе поколение казахских религиозных деятелей, которым присуще толерантное отношение к России и к представителям других конфессий. Они понесли дальше традиции образования, зародившиеся в Троицке.
В проведении Расулевских чтений выигрышным моментом мне представляется тот факт, что это мероприятие стало большим событием в жизни Челябинской области. Присутствие губернатора Бориса Дубровского придает ему высший статус. Это очень важный момент в плане привлечения внимания общественности к обсуждаемой тематике, а также в плане встречи и сотрудничества в таком формате представителей власти и местной мусульманской общины. С каждым годом набирает обороты и научная составляющая Расулевских чтений. Расширяется география участников конференции. Расширяется тематика. Сегодня мы стали свидетелями того, что конференция приобрела международный статус. Я думаю, что те направления, которые еще не охвачены (и прежде всего это казахская тематика), в дальнейшем получат свое логическое развитие. В принципе, можно по отдельным локальным темам организовать обсуждение развития культурных связей мусульман и других народов, тюркских народов, а также других социальных проблем жизнедеятельности всего региона. Вот почему Расулевские чтения можно рассматривать, как конференцию формата, позволяющего всесторонне обсуждать все вопросы межкультурных взаимоотношений, а также мусульманской жизни Челябинской области и соседних областей и республик. Именно в этом я вижу их огромный потенциал.
Служба новостей Южного Портала