Уфимские тезисы Путина о необходимости «новой социализации ислама» получают новое прочтение в странах, придерживающихся основ Корана
Заинтересует ли исламский мир призыв российского лидера? Этот вопрос уже не теоретический. Он перешёл в плоскость практики – как политической, так и экономической. Об этом говорил в своих выступлениях и беседах в Тегеране и Куме известный российский исламский деятель Джаннат Сергей Маркус, разговор с которым предлагаем нашим читателям.
– В каком качестве и с каким докладом Вы выступали на конференции в Тегеране 2 июня?
– Иранские коллеги пригласили меня на 8-ой Международный форум «Внешняя политика и Имам Хомейни», посвящённый исламскому взгляду на запрет производства, накопления и использования оружия массового уничтожения. Организатор – Бюро политических и международных исследований Министерства иностранных дел Исламской республики Иран.
Я выступал там как главный редактор недавно созданного в Москве журнала «Исламская культура» и представитель Центра партнёрства цивилизаций при МГИМО (руководитель В.В.Попов). Доклад я предложил в рамках программы по разделу «Человеческое достоинство в религии и философии: в божественных религиях, в Коране, в новом атеизме».
Название доклада (прочитанного на английском языке) специально для этой аудитории я сформулировал так: «От имама Хомейни к Путину – изменения в этике и философии для международной политики».
В эти дни иранцы отмечали – торжественно, печально и философски мудро – 25 годовщину перехода в мир Иной основателя современной государственности Ирана. И собравшиеся эксперты, естественно, должны были соизмерять свои мысли с этим вектором.
– Название доклада не шокировало слушателей? В чём его идея?
– Я говорил с людьми, которые прекрасно помнят Письмо Имама Хомейни Михаилу Горбачёву, где выражена тревога о будущем России. Пойдёт ли она в фарватере Запада и его либеральных ценностей, или же будет искать свой путь, причём с опорой на религиозную философию, в том числе и восточную, исламскую, в том числе и иранских мыслителей? Горбачёв не услышал Хомейни. Россия, освободившись от советской системы, долгие годы шла вслед за Западом.
И вот на этом фоне было интересно спросить иранцев и их гостей: а вы слышали, что сформулировал буквально на днях президент России Владимир Путин? Его резюме 22 мая на международном экономическом форуме в Петербурге о том, что эпоха монополярного мира прошла… и настала новая эра – эра многополярного устройства? И что глава России приглашает всех к осмыслению этих перемен и к конкретным действиям?
Теоретически здесь такая картина. Горбачёв не ответил на Письмо Хомейни – его политика шла вне религиозных ценностей, он слушал только секулярный Запад. Не наступила ли пора, когда и мусульмане всего мира, в том числе Ирана и его соседей, могут по-новому увидеть и Россию, и её место в мире, и выстроить с нею отношения заново?
В докладе я попытался проанализировать причины, вызвавшие такой поворот в политике России, плюс объяснить иностранцам, какие философские и религиозные силы есть у нас в стране и способны дать основу для её обновляемой внешней политики. Это, прежде всего, те конфессии, политинституты и клубы, которые опираются на религиозные ценности Единобожия, на традицию «детей Авраамовых», на евразийство, религиозную философию России начала 20 века. Здесь налицо созревшее для диалога поле – для всех последователей «веры Ибрахима».
И подчеркну – это не философия «против Запада, против Америки или Европы». Скорее наоборот – это призыв ко всем здравомыслящим, консерваторам, традиционалистам к союзничеству и общим действиям. В конечном счёте – и во имя спасения традиционных ценностей на Западе.
На конференции в Тегеране выступали также двое американцев, учёные из Канады и Финляндии – они поддержали идеи такого диалога.
– В своё время Вы публиковали статью «Иранская революция как вызов «цивилизации смерти» (Хомейни, Войтыла и Солженицын)» в сборнике «Тридцать лет исламской революции в Иране», М., 2009. Как иранцы воспринимают сравнения столь широкого диапазона?
– Надеюсь, не без интереса. Вдумайтесь сами: либеральные СМИ сделали из Хомейни некое «антиевропейское пугало». Однако, вот такую резкую характеристику современной западной цивилизации, как «цивилизация смерти», дал не иранский аятолла и не «русский аятолла» Солженицын – а сам Папа Римский, поляк Войтыла. И сегодня мы видим, как эта трагическая оценка реализуется: в культуре, в международной политике, в попрании юридических норм, в отказе от авраамической морали, в пропаганде извращений и разрушении биоэтики… Беспощадная критика Запада прозвучала из его сердечного центра – из Ватикана.
И Западу и Востоку нужен новый вектор. Об этом и сигнал в речах Путина о многополярном мире.
– Как реагировали на Ваш доклад?
– Слушатели сказали бы сами за себя. Аллаху алим! Но мне показалось, что окружившие меня после выступления иранцы и пакистанцы, афганцы и кашмирцы были рады такой новости от России. Просили прислать текст и сотрудничать с их институтами и СМИ.
Да, все читают газеты и интернет, но не всегда успевают осмыслить и отреагировать на поток сообщений. Повторю: в Петербурге прозвучали исторически рубежные тезисы, и мусульмане не могут на них не реагировать. Разве нас устраивал монополярный мир?
– А встречи с инициаторами конференции, с дипломатами и интеллектуалами Ирана?
– Ценными были встречи и обсуждения на следующий день в духовной столице страны, в городе Кум. Это специалисты и журналисты Международного центра исламских исследований, ассоциированного с Университетом Аль-Мустафа, где центральной фигурой был автор основного доклада конференции ходжат-оль-ислам Абдулкасим Алиду «Law and Jurisprudence of production, stockpiling and application of nonconventional warfare».
В плане историческом и духовном была уникальна встреча с великим аятоллой Макаремом Ширази в его школе. Это один из старейшин и признанных авторитетов иранского учёного и духовного сообщества. Его сайт ведётся на разных языках, включая и русский.
– Но ведь зарубежные мусульмане воспринимают Россию отнюдь не как исламскую страну, а СМИ передают немало проблемного и негативного.
– Нас плохо знают, и тут наша общая вина. Российские мусульмане слабо присутствуют в СМИ мусульманских стран (проще сказать – отсутствуют). И мусульманские СМИ зарубежья недостаточно активно работают внутри нашей страны.
Вот свежий пример: мало кто в мировой умме осознал и услышал «уфимские тезисы» Путина 22 октября 2013 года. О необходимости «новой социализации ислама» и так далее…
На днях эту речь в Уфе опубликовал отдельной брошюрой Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования – причём, не только по-русски, но на английском, арабском, фарси и тюрки. И вы бы видели, с каким интересом за неё хватались иранцы и их гости! Это прямая речь лидера России – по остро актуальной для мусульман тематике. Многое сформулировано впервые и стратегически сильно!
Завершая наш разговор, скажу так: «петербургские тезисы» о многополярном мире становятся ясны и понятны, привлекательны для мусульман мира, если они знают «уфимские тезисы». Этот синтез новых идей во внутренней и внешней политике России даёт всем нам новые позитивные перспективы.
Даниил Хасанов