Наши предки были людьми суеверными. Они одинаково верили в Бога и всякую разнообразную нечисть. События, о которых пойдет рассказ, случились летом 1881 года в одном из казачьих поселков Новой линии в окрестностях Троицка.
К сожалению, состояние документа таково, что невозможно понять, где именно это произошло. Однако, наименование поселка точно начиналось с буквы К…
Итак, в июне 1881 года до уездного города Троицка докатилась молва, что в поселке К. происходит что-то невероятное: каждую ночь горит один и тот же заброшенный дом. Горит, но не сгорает. Набожные люди считают сие событие проявлениями нечистой силы и усиленно молятся. Но толку никакого нет. Дом, как горел, так и горит.
Уездные власти, опасаясь непредсказуемости дальнейшего развития событий, направили в этот поселок «следственную» группу, в состав которой вошли не только представители жандармерии и уездной управы, но и священник Иван Райский.
Отправляясь в дорогу, «следователи» наметили несколько версий происходившей в поселке чертовщины. Жандармы предположили, что в этом заброшенном домишке по ночам собираются социалисты, которые в последнее время все чаще и чаще стали объявляться в этих краях. Представители управы, а они, как правило, были людьми образованными, высказали гипотезу о световых червях (так в документе), которые, поселяясь в гнилых срубах, светятся в темноте.
По прибытии в поселок «следователи» первым делом отправились осмотреть чудо-дом. Домом, как таковым, это сооружение было трудно назвать. Полусгнившая избенка, почти по самые оконца ушедшая в землю. Осмотрели визитеры «дом» и изнутри. Жандармы сразу обратили внимание, что следов присутствия в нем людей нет. На всякий случай они отколупали от старых стен кусок гнилой доски, намериваясь изучить ее в Троицке.
Куда более разительные результаты дал опрос местного населения. По словам говорливых старушек, в чудо-доме до недавнего времени жила татарская семья, в которой была девочка-урод: большая голова и короткие конечности (почему-то в документе это названо «аглицкой» болезнью). В связи с рождением этой девочки по поселку пошли слухи, что это вовсе не ребенок, а… чертенок. Якобы, мать девочки, будучи на сносях, неосторожно обронила в чей-то адрес: «Чтоб тебя черти забрали». Вот черти и обменяли ребенка на чертенка. На полном серьезе всезнающие старушки советовали матери избавиться от младенца. И по-особенному: распять ребенка на крыше дома, бить его изо всей силы палкой и при этом говорить: «Забери чертенка и верни нам ребенка». К счастью этого изуверства не случилось. Девочка вскорости умерла своей смертью. И ее, якобы, родители схоронили в подполе своей избы. Вот это-то, по мнению старушек, и вызывало всю чертовщину в заброшенном доме. Услышав такое, жандармы вернулись в избу, облазили все закоулки, но следов захоронения не нашли.
Дальнейшие расспросы выдвинули еще одну не менее экзотическую гипотезу. По словам седовласых казаков, так изощренно могут пакостить плотники, которых хозяева чем-то обидели. То ли мало заплатили, то ли плохо накормили. Якобы, в соседнем поселке такие вот «мстители» скаредному хозяину вообще устроили «поющий» дом. Ни с того, ни сего дом начинал протяжно выть. Перепуганные хозяева пали в ноги плотникам с мольбой о помиловании. Заплатили им сверх ранее оговоренной суммы. И тогда плотники, хитро улыбнувшись, извлекли из угла какую-то щепку, и дом перестал выть. Вот типа того, по мнению казаков, происходит и в этой избе. Якобы, хозяин дома, построенного прошлым летом рядом со злополучной завалюхой, тоже пожадничал. Вот плотники и пугают его всякой нечистью.
Поняв, что чем больше будет расспросов, тем более фантастичными станут рассказы, «следователи» решили устроить засаду. Глухой ночью они отправились к чудо-дому и стали наблюдать. Поначалу ничего не происходило, но вдруг за закрытыми ставнями избушки начали прыгать огненные отблески. Наблюдатели подползли к дому и заглянули в щели между бревнами, внутри было темно. Они опять отошли в сторону, и вновь за ставнями появились отблески. «Следователи» обошли весь дом по периметру. Ничего странного не нашли. Решили разбиться на две группы и понаблюдать с двух сторон. И так получилось, что свечение в избе пропало, когда потух свет в доме, стоявшем чуть поодаль. Решили наведаться и туда. В этом доме жили вполне благочестивые люди, но… Оказалось, что хозяин дома частенько прикладывался к бутылке. Собственно, эта заветная бутыль у него постоянно стояла на столе у окна. На этом же столе по вечерам он зажигал свечу. И вот тогда бутыль, выполняя роль линзы, бросала луч на заброшенную избенку, вызывая в ней подозрительное свечение, наделавшее столько шуму в поселке…
На следующую ночь у этой избы собралось почти все взрослое население поселка. И «следователи» провели для казаков опыт со свечой и бутылью. Только это и успокоило селян. А казаку-забулдыге дали совет убрать бутыль со стола. С тех пор всякая чертовщина в поселке К. прекратилась.
Анатолий Шалагин