Зима – не только красивое, но и очень холодное у нас в России время года. А еще – это время, когда ночи длинные, и дни короткие. Поэтому 21 декабря, когда день самый короткий, а ночь – самая длинная в году – отмечается особо, что находит свое отражение, в том числе, и в новостях Троицка.
21 декабря - День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога) приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря). Это - самый короткий день в году. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун - божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения - пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Было время, когда злой бог подземного царства и вечной стужи Карачун поссорился с Богами, был свергнут ими с небес и едва не заморозил полмира. Люди и звери замерзали на ходу, птицы падали наземь, будто ледышки. Мало было Карачуну власти над Землей - пожелал он воцариться и в небесном царстве. Сотворил изо льда и снега могучего богатыря - демона Зимы - вдохнул в него вместо души клуб морозного воздуха и отправил биться с богами. Этот демон обладал страшной силой и хитростью! Сначала он напустил злые чары на Сварога - солнце, и тот крепко заснул. Потом Зима распугал стада небесного пастуха Велеса. Напрасно тот звал на помощь своих помощников - медведей: они спали крепким сном в своих берлогах под завывания Зимы! Встревожились Родные Боги и стали собираться на битву. И тогда вперед вышел громоносный Перун.
- Я вызываю демона Зимы на смертный поединок, - объявил он. - Пока мы будем сражаться, вы попытайтесь пробудить Сварога от колдовского сна. Без солнечных лучей нам нипочем не одолеть злодейское порождение Карачуна.
И начался страшный поединок. Что творилось! Молниеносное копье Перуна разбивало вдребезги ледяной щит и палицу Зимы, но коварный демон выпускал из груди клубы морозного воздуха, и его оружие вновь обретало силу. Чудилось, бой длился целую вечность, и никак не могли богатыри одолеть друг друга, потому что зло бывает неутомимо в своей разрушительной, страшной силе.
И тут, наконец, Богам удалось разбудить Сварога. Ему поведали о поединке. Боги думали, что Солнце немедленно испепелит жестокого демона своими лучами, однако Сварог задумался. Он был могуч и суров, но справедлив. Ведь Боги сами сбросили Карачуна на землю, оттого он и возмечтал о мести. И тогда Сварог своей волей прекратил поединок и рассудил, что отныне Карачун и Зима будут царствовать над миром в определенное время года, которое так и назовется зимой. А потом на смену ей придет весна.
- Это несправедливо, - угрюмо сказал Перун. - Еще немного - и я победил бы этого страшного богатыря, сбросил бы его с небес на землю, а ты не дал мне насладиться победой. Что скажут Боги? Что подумают люди? Разве я малое дитя, за которое должен заступаться отец, чтобы ему не набили синяков да шишек? Позволь мне завершить бой!
- Ты будешь сражаться с демоном Зимы каждый год, - согласился Сварог. - Твоя победа и станет знамением победы весны.
Так и повелось с той поры. И когда мы слышим первый весенний гром, это значит, что Перун нанес демону Зимы завершающий, самый страшный удар, и уже никакая сила не заставит стужу воротиться на землю до срока...
Хей Перуне! Сва Свароже - Хей Великий Боже!
21 декабря - Четвертое воскресенье Адвента. Адвент (от лат. adventus - пришествие) - предрождественское время, период поста, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент - время поста и ожидания Рождества Христова. Четвертое воскресенье Адвента В этот день зажигают первые три свечи и присоединяют последнюю - Ангельскую Свечу. Она означает последнее пришествие Спасителя во славе со всеми Ангелами, чтобы взять всех истинно верующих с собой на небеса. Считается, что Венок Адвента появился в Германии. Обычно он делается из еловых ветвей, которые скрепляют проволокой в круг. На венке устанавливаются четыре красные свечи - символ четырех недель Адвента, каждое воскресенье зажигают по одной из них. В итоге, в последнее - четвертое воскресенье Адвента над еловым венком будут ярко гореть все свечи, возвещая скорое наступление праздника. Впрочем, во многих странах, например, в Америке, не существует традиции зажигать свечи, там еловый венок просто прикрепляют на двери дома.
21 декабря отмечается День святого Томаса в Нидерландах. Этот день является последним днем занятий в школе перед Рождественскими каникулами. В этот день в школах распространена очень забавная традиция: 21 декабря все ученики стараются как можно раньше прийти на занятия. Каждый приходящий пишет на классной доске свое имя. А того ученика, чье имя появится в этом списке последним, весь день будут дразнить «сонным Томасом». Знай, что в такой день просто стыдно долго спать! Даже учителя боятся опоздать в школу в этот день. И дело не в нареканиях со стороны начальства, а из опасения прослыть тем самым «сонным Томасом» для своих учеников. Обычно к этому дню заканчиваются все основные приготовления к Рождеству. Поскольку традиционное поверье гласит, что Рождество приходит вместе со святым Томасом. Ночь с 21 декабря на 22 декабря - самая длинная в году, она получила название «ночи двух хлебов». В эту ночь успевают дойти две очереди выпечки. Примечательно, что в эту же ночь из печей выходит знаменитый черный рождественский хлеб в форме звезды.
21 декабря - Праздник пророка Заратуштры (Заратустры). В день зимнего солнцестояния после выхода Солнца из 30 градуса Стрельца отмечают праздник пророка Заратуштры. Он проповедовал единобожие впервые в истории человечества. Заратуштра учил, что есть только один Бог - Ахура Мазда - к кому человечество должно направить просьбы, ходатайства и выражать благодарность. Ахура Мазда означает «Мудрый Владыка». Он - мягкий и милосердный Бог, который всегда желает и готов помочь человечеству. Ахура Мазда не вмешивается в работу Законов Природы, которую он сам создал и привел в движение. Мудрый Владыка завещал людям быть очень внимательными и всегда рождать хорошие мысли, слова и совершать благородные дела. По его учению, жизнь нашего мироздания есть результат взаимодействия двух разнонаправленных сил, или духов добра и зла, названных Спента и Ангра, управляющих движением на всех уровнях в мире. По зороастрийским обычаям, в эту ночь пекут ржаные лепешки, закладывают в них бумажки с гадательными текстами - гатами.
21 декабря – День проведения Фестиваля Дунчжи. В древнем Китае считали, что, начиная с этого дня поднималась «мужская сила» природы, и начинался новый цикл. Поэтому день зимнего солнцестояния считался счастливым днем, достойным празднования. В этот день императоры выезжали загород для совершения торжественных ритуалов жертвоприношения Небу, а простой народ приносил жертву предкам. В настоящее время в этот день также принято чтить память предков, используя для жертвоприношения танъюань — отваренные шарики из рисовой муки. На Тайване сохранилась традиция в праздник Дунчжи приносить предкам в жертву девятислойное пирожное. Из рисовой муки замешивают тесто, лепят из него фигурки черепах, поросят, коров, овец и других животных, символизирующих счастье. После ритуала жертвоприношения устраивают банкет.
Служба праздников Южного Портала – по материалам Сети