70-летие отмечает 31 мая певец, рок-музыкант, мультиинструменталист и автор песен, народный артист России Владимир Кузьмин, публикуем беседу обозревателя «Вечерней Москвы» с юбиляром. Тему обсуждают социальные сети и новости Троицка.
Небольшая предыстория. Я знаю Кузьмина с конца 1970-х. В нашей тусовке он был известен тогда как начинающий рок-экспериментатор «Джеймс», писал песни на английском — помню душевную балладу My Girl From Far East («Моя девушка с Дальнего Востока»). Из Московского института инженеров транспорта Кузьмин уже был отчислен, а в Днепропетровское музыкальное училище имени Глинки по классу флейты еще не поступил. Я дружил с покойным Крисом Кельми и Мишей Королевым, который в 1990-х стал известным фотохудожником. Они оба учились с Кузьминым. Кстати, Владимир Борисович не забывает друзей студенческой поры: минувшей зимой Королев решил купить сыну хорошую гитару и обратился за консультацией к старинному товарищу, и Кузьмин попросту подарил парню дорогущий инструмент.
Когда журналистская стезя сводила меня с «Джеймсом» в ТВ-студии, я расспрашивал его в том числе и про время, когда его музыкальный путь только начинался. Вот отрывки из этих бесед.
— Владимир Борисович, а почему ты в отличие от Кельми МИИТ так и не окончил...
— Знаешь, я подумал, что не хочу подвергать угрозе жизни соотечественников, потому что инженер из меня был бы никакой: я на лекциях все время писал какие-то ноты, какие-то тексты.
— Значит, ты ушел из вуза, но в армию тебя не забрали?
— Я 17 лет прожил в военном гарнизоне, так что я свое отслужил. Мы жили в маленьком военном гарнизоне на границе с Норвегией, и я постоянно слушал музыку западных радиостанций, которые там, как в Москве, не глушились. Один человек посоветовал мне поймать волну, на которой крутили битлов. Я спросил его, кто такие битлы, и он сказал, что это музыканты, они нищие, лохматые, играют на гитарах, воют высокими голосами и так зарабатывают на жизнь.
Солдаты научили меня играть на гитаре, на кларнете, на флейте. В шестом классе мы уже играли «Битлз», «Роллинг Стоунз» и свои песни на школьных вечерах и на солдатских в Доме офицеров.
Я собрал тех, кто хоть как-то на чем-то играл, и организовал группу «Аэлита».
— Вы старались один в один каверы делать или что-то свое?
— Да нет, я даже сочинял русские тексты.
— К битловским песням?
— Да, было такое. Играть мы начали почему-то сразу свои песни.
— Как отец, советский офицер, относился к тому, что сын занимается такой ерундой?
— Сначала очень плохо. Но постепенно, когда увидел восторг людей, слушающих нашу музыку, отец стал моим фанатом.
— А может быть, что у рок-музыки вообще — и в России, и в мире — снова настанет звездный час, который был в 1970-х?
— Нет, это не может повториться. Вот я, допустим, сочинял песню, и она уже через неделю на магнитофонных пленках звучала по всей стране.
— Причем без всяких «ынтернэтов».
— Да. На Дальнем Востоке, куда нас не пускали просто, тоже слушали. Потому что это было востребовано. Несмотря на все запреты. Это было требование времени, того времени. А сейчас такого нет. Вот у меня миллионы поклонников. Они слушают мою музыку. Но нет запроса от подавляющей массы людей: мол, давайте нам рок-музыку!
— А те, кто слушает Владимира Кузьмина, кого еще слушают, ты знаешь?
— Не задумывался. Пусть они слушают то, что их душе приятно.
— А твоей душе что приятно слушать?
— В основном это классический рок, классический блюз. Но, кроме этого, я слушаю мантры, классическую музыку, православные песнопения.
Я не слушаю Deep Purple или Led Zeppelin с утра до ночи. Сейчас столько интересной музыки в мире. Она не является мейнстримом (то есть массовой культурой, тенденцией или трендом), это музыка, которую в принципе почти каждый талантливый человек может записать. Раньше это невозможно было. Нужны были дорогие студии, какие-то знакомые, как в нашем случае: мы первый альбом «Динамика» записали в подвале. Друзья дали два магнитофона, и мы с одного на другой с одним наложением записали.
А к выпуску второго альбома — «Кировский концерт», он стал популярнее студийного, нам не пришлось прилагать никаких усилий: люди записали песни прямо во время концерта. Нам просто повезло. Сейчас же люди могут позволить себе студию в маленькой комнате.
— Когда ты слушаешь музыку, которая тебе нравится, заимствуешь что-то?
— Каждый композитор мечтает сочинить свою «Шизгару» (песня Venus [1969] группы Shocking Blue. В странах бывшего СССР известна как «Шизгара» — по звучанию первых слов из припева: She’s got it). По молодости у меня тоже такое было. Но потом каким-то образом прошло. Один мой знакомый композитор сказал: «Я не понимаю, зачем ты все это пишешь, если знаешь заранее, что это не хит». Я ему ответил, что не понимаю, зачем тогда вообще заниматься музыкой.
Вот «О Боже, какой мужчина» (песня певицы Натали 2012 года) я не напишу при всем желании... То есть я пишу то, что мне нравится, я в этом плане эгоист. И с годами у меня выработалось спокойствие в отношении этого. Но, с другой стороны, если я прям дрожать начинаю от своей песни — так она мне нравится, то точно знаю, что найдутся еще люди, тысячи, миллионы, я не знаю, сколько их будет... Да это и неважно, пусть это будет один человек, которому она по-настоящему понравится, и Бог ему через меня пошлет такую радость. Я хочу, чтоб люди были счастливы.
Поэтому нет у меня такой задачи — записать хит. Хит у каждого человека свой.
Мои поклонники, настоящие, как я их называю, конечно, ждут новых песен. Обычные же зрители хотят слушать «Мячик», «Симону», «Сибирские морозы»...
— Александр Градский говорил мне, что голос с возрастом меняется. Ты ощущаешь, у тебя он меняется?
— Туда-сюда меняется. Тут не поймешь. Вот, допустим, того же Мика Джаггера (британский рок-музыкант, вокалист рок-группы The Rolling Stones) слушаешь, а у него голос все моложе и сильнее.
— Но мы с тобой не слышали его вживую. Может, ему его вытягивают просто.
— Не думаю. Нет-нет, у него очень сильный голос.
— А ты его последние вещи скачиваешь?
— Слово «скачать» мне не нравится. Я никогда не скачиваю. Считаю своим долгом покупать любимую музыку.
— Ты человек, который страдает от пиратства. Еще бы ты сейчас мне здесь признался, что скачиваешь...
— Я не страдаю. Я с детства начал писать песни не ради денег, поэтому не страдаю по этому поводу.
— Но все советские рок-музыканты начинали играть не ради заработка. А потому, что перло. Или чтобы девушкам нравиться. Но сейчас-то это бизнес.
— Мне главное — чтобы люди могли меня послушать. Я вчера общался с музыкантами. Они сказали, что для них большая радость мой альбом иметь на виниле. Это взрослые музыканты, они в 1982 году слушали мои песни. И до сих пор знают тексты лучше, чем я.
ЛУЧШИЕ ПЕСНИ
Моя любовь (1985)
Две звезды (1986)
Симона (1986)
Когда меня ты позовешь (1988)
Сибирские морозы (1995)
Эй, красотка! (1995)
Семь морей (1996)
Зачем уходишь ты? (1999)
Сказка в моей жизни (2003)
Источник: https://vm.ru/news/1233501-na-solnce-proizoshel-krupnejshij-s-nachala-goda-vybros-massy
Служба мэломании Южного Портала