Прогулочный, лыжно-шашлычный репертуар - это, конечно, хорошо, но мало, в том же Челябинске, например, много лет не видно ни одного туристического автобуса, видимо, пришло время серьезно поговорить о туристическом потенциале Южного Урала, особенно если учитывать то, что происходит в других регионах. Тему обсуждают социальные сети и новости Троицка.
На днях губернатор Алексей Текслер провел профильное совещание по развитию туристического потенциала Челябинской области. На Южном Урале, подвел итоги глава региона, с его богатой историей, живописной природой, культурными достижениями так и не состоялся подъем внутреннего и въездного туризма. Новые форматы досуга, как отметили на совещании, «стучатся в наши двери, а мы не открываем, не понимаем, что нужно говорить на другом зыке». Попробуем отгадать этот язык.
Приведу несколько цифр. В Красноярском крае в 2021 г. зафиксировано 500 тыс. туристов, в Екатеринбурге — около миллиона. И там, и там за прошлый год их число выросло на треть. Понятно, их привлекают не только местные красоты, но и мероприятия международного масштаба, выставки, фестивали, соревнования. В Челябинске за много лет я не видел ни одного туристического автобуса.
Сегодня туриндустрия региона пока напоминает «Газпром» — в основном торгует тем, что создала природа. Прогулочный, лыжно-шашлычный репертуар — это, конечно, хорошо, но мало. В национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», о котором говорили на совещании у губернатора, отмечается, что помимо горнолыжного, экологического и появившегося недавно промышленного туризма Россия имеет огромный потенциал событий, культурно-познавательных достижений. Может быть, события и история должны стать драйвером новых турпродуктов, новым познавательным контентом для путешественников.
Содержание туристического кейса Челябинска и малых городов области надо делать на мировом уровне. Аркаим — яркий тому пример. Пора распаковать уральскую многовековую историю, вытащить забытые события и рассказать о них в зримых формах. Вот несколько идей. Во-первых, создать рядом с набережной Миасса фонтан «Демидов». Гидродинамическая эффектная конструкция наглядно иллюстрирует эпоху вододействующих машин на заводах петровской эпохи. Далее — памятник в виде летящего паровоза с крыльями, посвященный эпохе построения коммунизма, на слова из песни «Наш паровоз вперед лети …» можно установить на Комсомольском проспекте. Или такое предложение: новый бульвар с «Белым рынком» на улице Тернопольской, где сто лет назад был густой лес и гуляли дикие звери, можно украсить композицией «Лесные гости».
Ну а челябинский метеорит, прославивший наш город на всю планету, — неисчерпаемая тема для создания уникальных арт-объектов, детского «Астропарка», мультфильмов, спектаклей и, самое главное, многодневного туристического маршрута по области. За несколько дней путешествия по области участники поездки могли бы узнать о тайнах космоса, могучей истории наших ракетных и атомных предприятий, о достопримечательностях края. Так раскручивают события, исторические артефакты во многих странах. Вспомните историю Ромео и Джульетты, к домам которых в Вероне до сих пор устремляются миллионы паломников. Естественно, создание новых туристических продуктов потребует не мало средств и работы художников, скульпторов, научного туристического сообщества. В одном из интервью заведующая кафедрой «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ Татьяна Третьякова сказала: «Метеорит, безусловно, повысил узнаваемость региона, как бренд он существует, но как туристический объект он, по сути, не состоялся. Причина этого, скорее всего, в отсутствии финансирования туристического проекта, связанного с продвижением темы метеорита».
Завзятых путешественников уже не удивляют комфортные гостиницы и вежливый персонал, скамеечно-фонтанный инвентарь парков. Это считается само собой разумеющимся. Любознательные туристы, студенты будущего межвузовского кампуса, продвинутая молодежь, хипстеры, тик-токеры, миллениалы ищут новых впечатлений, ярких зрелищ уровня «вау», креативных объектов со смыслом.
Классика познавательного туризма: музеи, галереи искусств, монументалистика — есть в нашем городе. А вот харизма сведена к военно-патриотической теме. Айдентика природы, истории родного края, могучей индустрии не вышла в свет. Уличное пространство, перекрестки, многочисленные новые скверы аскетично молчаливы, не привлекательны, не рассказывают об истории города, не блещут яркими арт-объектами. Палитра интересных объектов в европейских городах, накопленная столетиями, многообразна. Большинство городов вступают в диалог с помощью выразительных артефактов, скульптурных композиций, выставок современного искусства, находят необычные художественные формы в виде классической скульптуры или в загадочных абстрактных формах, разгадать которые помогает экскурсовод. Вспомним челябинскую старинную каменную набережную, обнаруженную за Филармонией, или древнюю брусчатку тротуара у Оперного театра. Вот что надо превратить в живые свидетели эпохи, чтобы каждый мог соприкоснуться со стариной. В Барселоне, например, сотни фееричных объектов, созданных на средства города и меценатов, образуют привлекательную, душевную, информационную среду, которая трогает сердца жителей, гостей Каталонии, остается в памяти навсегда.
Настало время создать и реализовать в городе мастер-план для гуманитарной среды, открыть музей современного искусства, возобновить работу художественного совета.
В нашем регионе много талантливых художников, дизайнеров, архитекторов. Давайте дадим им такие задачи, организуем конкурсы, зажжем творческий огонек. Затраты на современное искусство обернутся ростом культуры, притоком туристов, доходами городского бюджета и останутся в памяти поколений.
Олег Чернышев, член правления фонда «Будущее Отечества», служба новостей Южного Портала – по материалам DK.RU