Информационное обжорство приводит к апатии, бесконечное просматривание новостных лент и соцсетей не менее опасно для здоровья, чем фастфуд, и приводит к «ожирению» ума. Бескомпромиссную точку зрения известного бизнес-тренера Южного Урала, директора агентства маркетинговых решений «MAC-group» Юлии Кульчицкой заинтересованно обсуждают социальные сети и новости Троицка.
- Ежедневно на каждого из нас сыплется от 3500 до 5000 информационных сообщений, - говорит Юлия Юрьевна. - Разного характера: от прогноза погоды до рекламы. Наш бедный мозг лопается от обилия информации и начинает активно сопротивляться. Плохо переваривает предложенный объем, и в итоге наступает информационное ожирение. Мы стали пассивно потреблять новости, утратили критическое мышление. Налицо - апатия в обществе и экономике.
Как и в случае с обычным ожирением, причина заболевания в том, что человек потребляет больше, чем тратит. Если речь о привычном ожирении - мало двигается, слишком много ест. Особенно важно при этом качество съеденного - люди, как известно, быстрее поправляются на фастфуде, на дешевых продуктах с «пустыми калориями», содержащих много легкоусвояемых углеводов, жиров, соли.
Информация - тоже продукт. Люди «переедают» новостей, информационных программ, ток-шоу и сериалов - легкоусвояемых, но бесполезных для ума и душевного здоровья.
Повсеместное распространение Интернета, и особенно социальных сетей, привело к настоящему взрыву потребления контента, качество которого очень разное, - это и частные фото, и откровения, и просто демотиваторы, а еще реклама, приглашения, рецензии и так далее.
У Интернет-СМИ на первое место вышло не качество контента, а «кликабельность» - и в буквальном, и в переносном смысле слова. Мы начинаем задумываться о том, что должно понравиться, легко усвоиться, привлечь внимание, потакаем вкусам читателя-потребителя. Оригинальный репортаж или расследование о коррупции конкурируют с «котиками», которые соберут аудиторию больше, а значит, принесут больше рекламных доходов. И я не то что бы обличаю кого-то. Сама хорошо знаю, как это делается, при необходимости использую. Работа такая. Но все больше напрягает, что потребляя все это, человек интеллектуально «заплывает жиром» и постепенно теряет способность к самостоятельному анализу. Недавно один из самых популярных порталов даже запустил тест «Отгадайте: это фейк или реальная информация». Мой результат - пока 8 из 10. Страшно подумать, что через некоторое время я перестану отличать одно от другого. Страшнее подумать, что будет, когда пойдет на спад популярность тестов и опросов, а значит, опять надо будет придумывать популярный формат для загона трафика на нужный сайт.
Последствия информационного ожирения, как и любого ожирения, неприятны. Когда источников информации слишком много, и они противоречивы, то мозг отказывается анализировать поступающие объемы данных. На каком-то этапе человек впадает в ступор.
Фейковые новости уже сложно отделить от достоверных, снижаются критичность мышления, внимание.
Даже если каналов информации мало, это не спасает. Вот какие циферки недавно предоставил «Левада-центра»: более половины россиян (51 процент) довольствуются сведениями из одного источника. Для 85 процентов из них это телевидение. Иначе говоря, примерно 70 миллионов человек получает информацию из одного источника. Хорошо, пусть меньше. Минусуем детей до 5 лет. И из этой половины только два не получают ее из телевизора. Остальные смотрят один канал зомбо-ящика. А теперь глянем в это чудо современной техники. Скоростная подача новостей, гвалт, брань и крики с экрана приводят к тому, что смещаются моральные ориентиры. Проблема в том, что людям просто не хватает времени на то, чтобы выработать собственную эмоциональную реакцию (на это мозгу требуется хотя бы шесть-восемь секунд). В результате сострадание, скажем, жертвам катастроф и терактов просто не успевает возникнуть. Мелькание кадров не складывается в социальную проблему, ни этическая, ни рациональная оценка происходящего не формируется. Разумеется, такого человека проще в чем-либо убедить - ведь своего отношения к проблеме у него нет, оно не успело возникнуть.
Роднит такую информацию с фастфудом и манера подачи. В документальном фильме 2004 года «Двойная порция» главный герой поставил социальный эксперимент. Он не просто целый месяц питался только в «Макдоналдсе», но и не отказывался от добавки. Только он заказывал гамбургер, как ему предлагали порцию Supersize. И он соглашался. В результате герой растолстел настолько, что пришлось лечиться.
Нечто похожее происходит с ТВ. Информационная повестка концентрируется на внешнеполитических темах — как правило, крайне далеких от того, в чем средний телезритель хоть что-то понимает, причем зачастую в интерпретации «экспертов», которые порой и на карте эти страны отыщут с трудом, а внутренние проблемы уходят на второй план и как бы перестают существовать. «Пипл хавает», хотя в отличие от героя фильма и не заказывал. Поэтому те, кто разбирается в проблеме, все больше молча вздыхают. Потому что смысл спорить, доказывать - объяснять «от Рождества Христова» далековато, сложно, да и мало кто планирует разбираться. А поэтому - зачем?
В результате информационного ожирения мы имеем схлопывание личного пространства, а значит, и частной инициативы, нежелание напрягаться на рабочем месте, бросаем предпринимательство, столкнувшись с первыми трудностями, ищем волшебных пилюль для решения всех проблем. Что делать?
В момент, когда меня стал поджимать информационный фаст-фуд, я села на диету. Залимитировала время в сетях, купила ТВ-программу и обвела на каждый день передач на определенный промежуток времени, выключаю все источники за час до сна.
Через пару месяцев стало легче, вернулась способность запоминать и читать деловую литературу. При моей работе совсем к вегетарианству не перейдешь, но регулярные информационные посты я себе устраиваю. Пищевые диеты мы научились подбирать, давайте теперь прекратим информационное обжорство, и вернется навык самостоятельно формулировать отношение к ситуации, желание напрягать мозг и развиваться.
Служба новостей Южного Портала – по материалам Делового Квартала