Сегодня Виктору Цою могло бы исполниться 60…

Татьяна Геннадьевна, Дзен-Яндекс: в середине нулевых доступность широкополосного Интернета, а также распространение МР3 формата, подарили возможность собирать коллекции альбомов любимых исполнителей, я также начала коллекционировать антологии рок-музыкантов, конечно, я слышала и очень любила ранние произведения группы Кино наравне с поздним творчеством, но здесь у меня появились все альбомы, а также все изданные квартирные концерты группы.

Слушала везде, на работе, в машине, дома. Я и раньше замечала, что в ранних песнях Кино преобладает бытовой реализм, лирика, романтика, мелодичные аранжировки, в отличие от протестных песен поздних периодов, с характерными маршевыми аранжировками. Но теперь я почувствовала четкую грань того, что героизм и протест у ребят обозначился, начиная с альбома "Ночь", выпущенного в 1986 году.

Для сравнения достаточно послушать такие ранние песни, написанные до 1986 года, как: Саша, Камчатка, Дождь для нас, Бездельник, Восмикласница, Каждую ночь, Дерево, Последний герой, Это не любовь. И поздние песни, пропитанные символизмом, звучащие призывно, такие как: Мы все сошли с ума, В наших глазах, Попробуй спеть вместе со мной, Песня без слов, Место для шага вперед, Дальше действовать будем мы, Хочу перемен!, Мы хотим танцевать.

Самая известная из перечисленных - «Хотим перемен», однако отнюдь не самая сильная, просто самая раскрученная.

Чего только стоят строчки из "Попробуй спеть вместе со мной":

На улицах снег утратил свою белизну,

В стеклянности талой воды мы видим луну.

Мы идем, мы сильны и бодры...

Замерзшие пальцы ломают спички,

от которых зажгутся костры.

Пишу и в голове прокручивается ритмика. Мурашки по спине бегут. Не знаю, есть ли в музыке технологии, сравнимые с 25 кадром, но, когда слышишь эти песни чувствуешь настрой, душевный подъем, какую-то необходимость срочных действий.

Такое творчество в группе преобладало на протяжении 3 лет: Альбомы Ночь (1986), Группа крови (1988), Последний герой (1989).

В дальнейшем направление творчества сильно изменилось. В альбомах: Звезда по имени солнце (1989), посмертном Черном альбоме (1990) песни уже наполнены философским смыслом, размышлениями о жизни и смерти.

Вполне закономерно, что Виктор Цой, как и каждый творческий человек, на протяжении карьеры проходил разные этапы своего творческого развития, а протестный период в творчестве группы связан с духом времени.

Но мысль о том, что на творчество Кино кто-то влиял, меня не отпускала. Я вспомнила про Американскую активистку Джоанну Стингрей, которая крутилась вокруг рок-тусовки. Все, казалось, встало на свои места. Я аккуратно пыталась протестировать свои выводы на различных форумах, борясь с ощущением, что я совершаю какое-то предательство. Но мысль тогда не нашла отклика. Шло время, я перестала думать об этом всерьез. Нашумевшее заявления депутата Федорова показало, что люди в нашей стране задумываются об этом.

Я решила вернуться к теме. Какие предпосылки были для появления активистки в тусовке и причины возникшей дружбы?

В 1981 году при непосредственном участии профессиональных групп «Зеркало», «Дилижанс», «Земляне», «Аргонавты», «Пикник» и др. был создан Ленинградский Клуб любителей молодежной музыки в (с 82-го Ленинградский рок-клуб). Городские любительские группы, такие как Аквариум, Странные игры, звуки Му, Зоопарк, Пикник, Аквариум, Алиса Кино и др. получили возможность репетировать и осуществлять концертную деятельность в рамках данной площадки, тем самым получив более широкую известность.

Существует мнение, что участники рок-луба были запрещенными (полуподпольными коллективами), что придает данным группам ореол таинственности, героизма. Но надо сказать, что запрещенными они не были, просто были неофициальными (любительскими), а значит не имели возможности ездить на гастроли по контрактам с Росконцертом, выступать на официальных фестивалях. Плюсом любительских групп была возможность не подвергать свою музыку Советской цензуре. Для власти они не представляли угрозы в связи с отсутствием широкой аудитории.

Молодым Ленинградским музыкантам не хватало не только аудитории, но и элементарно инструментов и оборудования. Тут как нельзя лучше сказалось нежданное, негаданное появление в Ленинграде никому неизвестной американской музыкантки.

Здесь начинаются дружба рок-андеграундной тусовки и "Музы советского Рока". Но была ли это бескорыстная дружба или взаимовыгодное сотрудничество?

Первую поездку Джоанна в СССР совершила в 1984 году. Это был семидневный тур. Перед самым отъездом Джоанны Стингрей в СССР, ее нашла одноклассница Дайана Стёрр, которая к тому времени вышла замуж за эмигранта из СССР. Её муж, Андрей Фалалеев, был близко знаком с Б. Гребенщиковым и дал его координаты в Ленинграде. Так она попала к БГ.

Познакомившись и влюбившись в Тусовку Ленинградского рок-андеграунда она обещала, что вернется. Вернулась она довольно быстро, буквально через три месяца. По ее словам, уезжая из СССР она уже знала, что вернется чтобы привести обещанную Гребенщикову гитару «Fender Stratocaster». И она действительно вернулась через три месяца и привезла гитару. В следующий раз она привезла еще одну гитару и синтезатор.

Дальнейшие посещения СССР осуществлялись почти каждые 3 месяца. За исключением 1986 года, когда ей на полгода запретили въезд в СССР за издание в Канаде сборника Red Wave ("красная волна", куда вошли тайно вывезенные ей записи четырех групп (Аквариум, Кино, Алиса, Странные игры). Согласитесь, поступок нельзя назвать аполитичным, нейтральным, связанным только с музыкой.

Каждую поездку Джоанна привозила инструменты, аппаратуру, музыкальные журналы, футболки с лейблами и прочее.

Согласно ее воспоминаниям, после первой поездки она устроилась в туристическое агентство для того, чтобы получить возможность ездить в СССР и заработать на это деньги. Она договаривалась с производителями инструментов, фирмами грамзаписи, с известными музыкантами для получения необходимого. Вопреки устоявшемуся мнению, Джоанна вовсе не богатая наследница. Ради благополучной жизни в Лос-Анжелесе и учебы в Беверли-Хиллз ее мать вкалывала на двух работах сразу. Могло ли Джоанне хватать денег, заработанных в турфирме, на такие частые поездки в СССР? Сомневаюсь.

Ей нравилась атмосфера русского андеграунда, концерты, пьяные тусовки, таинственная атмосфера закрытой страны, ощущение того, что стоишь у истоков чего-то грандиозного. Рокеры воспринимали ее проводником в другой мир, покровительницей, фанаткой. Конечно, дружба там тоже имела место.

Но глупо полагать, что ЦРУ могло упустить такой шанс завербовать человека, который постоянно ездит в Союз встречаться с теми, кто может влиять на молодежь, а, впоследствии, на массы. Тем более в период позднего застоя, когда страна была еще закрыта миру (о гласности как о снятии многочисленных информационных табу и открытости миру в первые заговорили на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Курс на гласность был объявлен в 1987 году. До 87 года страна еще закрыта).

Может вербовка как таковая и отсутствовала, но влияние Стингрей на рокеров было огромным. О том, что Стингрей могла быть агентом влияния, могут сказать следующие факты:

- Не являясь богатым человеком Стингрей с завидной периодичностью посещает СССР. Кто-то должен был финансировать ее вояжи и приобретение подарков.

- Бешенный рост популярности группы Кино. Группа как будто выбрана из всей тусовки.

Популярность ни одной из групп Ленинградского рок-клуба не сравнилась с популярностью группы Кино. Такое ощущение, что на них была сделана ставка.

Кино - это гастроли по всей стране начиная с 1987 года, съемки в нескольких советских фильмах, участие в телевизионных передачах, таких как "Музыкальный Ринг", многочисленные интервью, участие в фестивалях в том числе зарубежных 1989 (Италия, Дания, Франция). Заграничные турпоездки и концерты США, Япония 1989. Переезд в Москву в 1987 и работа с лучшими студиями звукозаписи.

Стингрей называет Цоя одним из своих друзей, но внимание к нему самое пристальное. Стингрей выходит замуж за гитариста группы. Везет их в Америку, знакомит с различными влиятельными людьми.

- Изменение смыслового направления песен группы.

Дань времени? Может быть! Но вот у других групп не было такого объема антисоветских песен. Да и другие это были песни совсем по звучанию. В них не было призыва к восстанию. Скорее переосмысление пройденного пути, как например «Этот поезд в Огне» Аквариума. У Кино же целых три альбома призывов. Не верите? Сами послушайте!

Возможно в 89-м Цой начал заниматься тем чем хотел, когда начал писать песни к Звезде по имени Солнце, а не тем, что было нужно кому-то.

- Изменение мировоззрения Виктора под влиянием

В мировоззрении Цоя происходили достаточно резкие изменения.

В ранних интервью Виктор заявлял, что является сторонником свободы в музыке. О западной музыке Цой отзывался как о музыке, на которую осуществляется влияние со стороны продюсеров. Считая, что музыка должна быть свободной и не подвергаться какому-либо влиянию, Цой не приемлел продюсера для себя. Но в 1988 году Юрий Белишкин становится директором группы, в конце 1989 директором становится Юрий Айзеншпис.

Как вспоминал Каспарян: «Факт тот, что все эти концерты последнего времени, все эти гастроли никому не нравились. Боролись за одно, а напоролись на другое. Как начались деньги, началась какая-то зависимость».

Джоанна, с ее слов, потратила на встречу Виктора и Каспаряна в США все сэкономленные деньги. Встречала их на белом лимузине с баром и телевизором. Понятно, что целью было удивить ребят. В Штатах и Японии Джоанна знакомила Цоя и Каспаряна с разными людьми музыкантами, коллекционерами, знаменитостями.

Влияние Стингрей в середине 80-х на рок-музыкантов было так сильно, что аполитичный на тот момент Цой на одном из концертов выступил в поддержку дружбы между США и СССР.

- Пророчество Цоя о взрыве атомной станции.

Слабый довод, но любопытный для рассмотрения. Песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной" была написана в 85-ом году, до взрыва на ЧАЭС. И когда у Цоя спросили, о чём эта песня, он ответил, что сейчас много атомных станций строится, и они время от времени взрываются. Когда рванул Чернобыль, Цоя назвали пророком. Откуда он мог знать? Возможно, взрыв на ЧАЭС это был теракт, а его слова были вбросом для раскачивания ситуации.

М.С. Горбачев считает, что взрыв на ЧАЭС одной из причин начала развала СССР.

- Поездки и проживание Стингрей в СССР и России.

Джоанна в воспоминаниях, интервью и своих книгах восхищается БГ, Курехиным, Цоем. Про своего мужа гитариста Кино Юрия Каспаряна она как-то всегда сухо пишет, что мол я встретила свою Любовь. Я встретилась с ним глазами, Каспарян держал мои руки, а Цой переводил то, что он мне говорил. То есть она восхищалась талантами одних, а вышла за другого. (Да простит меня Юрий Каспарян, безусловно талантливый гитарист).

В одном в интервью она говорит следующее: «Но, если честно, я думала, что лучше быть одной женщиной в большой компании мужчин, чем быть с одним мужчиной. У меня была самая лучшая компания: Курёхин, Гребенщиков, Титов… и я. Я была одной из группы».

Зачем ей нужен был Каспарян? Все это пахнет какой-то неискренностью. Может ей был нужен был формальный повод для визитов в страну, а в последствии и проживания?

Кстати Джоанну не пускали в СССР на собственную свадьбу после выхода сборника Red Wave. Тогда в процесс даже вмешался Сенатор от Калифорнии Алан Крэнстон.

Джоанна развелась с Каспаряном после смерти Цоя. Из её интервью: «Потом наши пути разошлись. Это произошло уже после трагедии. Цой был центром нашей компании. Все самые интересные и веселые идеи обычно исходили от него. Но когда Виктора не стало, и каждый из нас ощутил эту потерю, постепенно расстроился и наш брак с Каспаряном» - Газета «Новый Взгляд» 22 Август 1992 г. № 30.

После развода Джоанна вышла замуж за барабанщика группы «Центр» Алексея Васильева. Растила дочку от него, кстати уже проживая в России. Продолжала пиарить русский рок. Вела свое шоу "Red Wave представляет". Была частой участницей МузОбоза. Являлась активисткой Гринпис, снимала ролики про Экологию, вернулась в США в 1996 году.

- Джоанна являлась Активисткой Гринпис, самой политизированной экологической организации.

Критики «Гринпис» отмечают избирательный подход экологической организации. Так, регулярными объектами гринписовских атак становятся такие компании, как Royal Dutch Shell и Газпром при этом как американские нефтегазовые компании, не страдают. Когда дело касается внутренних американских вопросов, срабатывают другие факторы, как, например, при попадание «Apple» в чёрный список, а «IBM» — в зелёный. Одним из основных спонсоров «Гринпис» в США, фонд МакАртуров, возглавляемый экс-начальником бюро разведки Госдепа. «Гринпис» в своём функционировании очень похож на организации, измеряющие уровень демократии и свободы слова – например, на «Freedom House» или «Transparency International». Избирательность в критике, абсолютная необоснованность и очевидная политическая предвзятость. Добавьте к этому невероятную истеричность и склонность к нагнетанию паники.

- Покровителем Стингрей являлся идеолог распространения демократии в мире.

Алан Крэнстон авторитетный политик в США Сенатор от Штата Калифорния (это тот что вмешался, когда Джоан запретили въезд В СССР). Алан Крэнстон, автор книги “Революция в концепции суверенитета”, согласно книге, идея глобального гражданства должна заменить идею национального гражданства, а вместо присущего национальному гражданству патриотизма с его преданностью своему Отечеству должна быть внедрена идея “планетарного патриотизма и преданности человечеству».

Прямых доказательств того, что Стингрей могла быть агентом разведки нет. Но согласитесь многое в истории американки вызывает вопросы. И не похожа она на наивную американскую девчонку попавшую в страну чудес какой она описывает себя сейчас в своих мемуарах.

А если оторваться от личности Стингрей, был ли у западных спецслужб мотив использования рок исполнителей для достижения своих целей? Безусловно! В тот момент Рок олицетворял западный образ жизни. И большинство музыкантов хотели быть в тренде, что не мешало им искренне любить Родину. Достаточно просто было использовать их в темную, и немножко подтолкнуть. Не думаю ЦРУ им прямо тексты писало.

Тех же кто объективно оценивал, что их используют или пытаются использовать могли устранять как свидетелей. Так, например, преждевременно и очень загадочно ушли из жизни Александр Башлачев, Майк Науменко, Егор Летов, Юрий Клинских (Хой), Виктор Цой. Эти музыканты в конечном счете вышли из тени советского андеграунда и на пике известности оказывали серьезное влияние на массы в конце восьмидесятых, начале 90-х.

А вот Андрей Макаревич и Юрий Шевчук и до сих пор остаются непримиримыми диссидентами. И может им уже давно хотелось бы умиротворения, и почивания на лаврах, но что-то явно не дает. А может кто-то?

Предлагаю рассмотреть детали смерти (как некоторые полагают убийства) Виктора Цоя и возможные мотивы.

Загадочная смерть Виктора Цоя.

Есть один момент, в котором многие исследователи ДТП, в котором погиб Цой, сходятся.

Официальной версией гибели до сих пор считается версия несчастного случая. Причиной смерти Цоя считается несовместимая с жизнью черепно-мозговая травма. Как гласит милицейский протокол, столкновение автомобиля «Москвич-2141» тёмно-синего цвета (Я 6832 МН) с рейсовым автобусом «Икарус-280» (0518 ВРН) (водитель – Фибикс Янис) произошло 15 августа 1990 года в 11:28 на 35-м километре трассы Слока – Талей. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть товарища Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.

https://newizv.ru/news/society/06-03-2017/rassledovanie-ni-kak-pogib-viktor-tsoy-na-samom-dele-f3f3e9be-d948-4d76-9012-14b8e9543e0d (По ссылке - наиболее грамотный разбор из исследованных мною)

Права Цой получил только осенью 1989. По свидетельствам друзей лихачем он не был. В крови алкоголя не обнаружено.

Водитель Икаруса в показаниях описывает, что, проходя поворот он увидел, как от обочины на него двигается автомобиль и он начал уклоняться (на схеме хорошо просматривается уклонение Икаруса). Посмотрим на схему ДТП к протоколу. Водитель Икаруса только выехал из-за поворота, он бы просто не мог успеть среагировать и начать уклонение, при скорости москвича 130 км/час москвича и собственной скорости которая была равна 70 км/ч. При таких условиях москвич должен был влететь в него как пуля. Успеть среагировать он мог только при небольшой скорости москвича. Рассмотрим траекторию движения москвича и траекторию его отброса на схеме. Выехав с обочины на дорогу по указанной траектории при скорости 130 км/ч. его должно было перевернуть по инерции, он должен был удариться по касательной в бок автобуса. По схеме же видно, что его отбросило назад. Таким образом, скорость москвича должна была быть низкой.

Таким образом, автобус явно ждали на обочине, а перед выездом автобуса из-за поворота, москвич отправили с малой скоростью в его направлении. Это вполне возможно сделать, включив зажигание поставив ногу водителя на газ и медленно отпустив сцепление.

Кому могла быть нужна смерть звезды по имени Солнце. Сакральная жертва.

Самая распространенная версия, что рокера устранило КГБ - Цой был неугоден, потому что он пел реакционные песни. Действительно ли это так?

Это совсем не так. В июне 1990 гласность в самом разгаре. В СМИ во всю ведутся дебаты о курсе страны на рыночную экономику. Постеры рок-групп печатаются в советских журналах. В стране активно развивается кооперативное движение. В Огоньке печатаются запрещенные ранее произведения диссидентов. В СМИ ругается Брежневский застой, Сталинский режим. Вовсю критикуется проводимая перестройка и текущее экономическое положение в стране, дефицит, очереди. В кинотеатрах показывают фильмы, очерняющие советскую действительность (чернуху).

Все жители страны и сами власти понимали, что страну уже вспять не повернуть. Горбачев уже пошел на уступки западу, Берлинская стена пала, погребя под собой весь Варшавский договор. Нужна ли была смена строя массам в СССР? Конечно нет, ни широким массам, ни молодежи. Молодежь на тот момент довольствовалась гласностью, свободой слушать любую музыку, появлением новых направлений в отечественной музыке. Взрослое население обладало инертностью. Были сепаратистские волнения в Республиках, но это была раскачка ситуации внешними силами. Это все можно было решить. Да и в последствии референдум о сохранении СССР это наглядно показал. Народ проголосовал за его сохранение. То есть смена строя путем революции никому не была нужна в 1990 году.

Как такового протестного движения не существовало. Конкретно на территории РСФСР не было, никакой, как сейчас бы сказали, "системной оппозиции" это уж точно.

Впоследствии переворот состоялся, но только по причине провокации, осуществленной в 1991 году ГКЧП. По злой иронии действия ГКЧП, направленные на сохранения СССР, привели к его распаду.

Реакционные песни группы в 1990-ом ни на что больше не влияют, тем более с 1989 года творчество группы уходит от протестной направленности. Устранение солиста группы для целей прекращения воздействия на молодежь уже ничего изменить не может.

Таким образом версия устранения певца КГБ не является состоятельной.

Нужна ли была революция ЦРУ? Безусловно! ЦРУ нужен была не просто замена социального строя (Союз уже двигался в сторону рыночной экономики), а полный развал страны, прекращение существования СССР, безоговорочная капитуляция и расчленение. Поэтому западные спецслужбы использовали Советских рок музыкантов для формирования протестного движения. Но изменения в политической жизни страны велись благодаря Горбачеву быстрее, чем формирование и созревание реакционно настроенных масс.

Но если основную ставку из всей рокерской тусовки ЦРУ сделало на Цоя, в таком случае зачем ЦРУ его смерть?

По классическим канонам революция требует сакральной жертвы, такого черного символа, порождающего справедливое негодование Общественности. Убийство лидера Кино могло преследовать цель появления сакральной жертвы, и попутное устранение свидетеля. Тем более самые протестные песни Кино уже спели к тому времени.

Возможно устранение Цоя могло быть связано с тем, что он изменил свою точку зрения, о чем говорит изменение направленности песен в последних двух альбомах. Гитарист Кино и бывший муж Стингрей Юрий Каспарян придерживается версии убийства Виктора.

Люблю Русский Рок. Кино одна из самых любимых групп. Под русский рок проходили мое детство, юность и молодость. Но игнорировать многие вещи тоже не могу.

На Федорова накинулись, может конечно он грубовато высказался в своем видео. Позиция его противников такова: мол задел за святое и это вообще не подлежит обсуждению. Но такая позиция тоже однобока.

Возможно у кого-то совесть со временем заговорит, и мы узнаем правду.