Наивная и бессмысленная попытка или назойливо и напыщенно о «Последнем Герое»

Премьера документального фильма «Виктор Цой. Группа крови» состоялась 15 августа, в день 30-летия гибели музыканта: про Цоя, погибшего 28-летним, известно практически все, его популярность так же высока, как и три десятилетия назад, и было очень любопытно, смогут ли авторы документалки сказать о «последнем герое» что-то новое. Информацию о том, как назойливо и напыщенно пытались рассказать о «Последнем Герое» на одном из центральных телеканалов России, обсуждают социальные сети и новости Троицка.

Они старались и даже нашли рисунки Цоя и нечеткую кинопленку, на которой Вите восемь лет, а также опросили некоторых неочевидных свидетелей вроде товарища Цоя по ПТУ. Увы, ценность фильма это повысило в весьма малой степени.

Дело в том, что за тридцать лет «звезду по имени Солнце» так и не удалось вписать в официоз. Сравните с Высоцким, который умер сорок лет назад: вручается премия его имени, трибьют-концерты проводятся каждый год, его славят, как видного деятеля советской культуры, а число якобы закадычных друзей приближается к населению Москвы. Цой же остался таким же загадочным, как и его сценический имидж. В шаблоны не вписывается, непонятно, что делать с ним и с песней про перемены, которая то и дело по разным поводам становится гимном протеста.

Создатели фильма решили, что 30 лет - достаточный срок, чтобы подойти к фигуре Виктора Цоя с привычными мерками. В телепрограмме на 15 августа значится несколько «юбилейных» передач - запись последнего концерта в «Лужниках», фильм «Игла», в котором Цой сыграл главную роль, премьера клипа на редкую песню и тому подобное. И концерт, и «Иглу» показывали по ТВ неоднократно, а одной из интригующих премьер должен был стать документальный фильм «Виктор Цой. Группа крови».

Тему трагической смерти документалисты канала научились освещать подробно и эмоционально. С жизнью гораздо сложнее, особенно если к необычному человеку подходить с привычным набором профессиональным штампов. Строгий закадровый голос, произносящий напыщенные банальности, назойливое возвращение к теме личной жизни - в фильме про Цоя это выглядит особенно нелепо. Александр Цой и Наталья Разлогова говорить с создателями ленты отказались, о чем сообщается неоднократно, а одни и те же фото Наташи демонстрируются много раз. Зачем? Чтобы зритель убедился в том, что правильно отказались? Александр Липницкий добродушно вспоминает, что Цой не менял подружек, как иные рок-звезды: он был женат на Марьяне, потом переехал в Москву к Наташе. В принципе, это все, что надо бы знать о личной жизни Виктора, и попытки сказать больше в фильме выглядят неудачными и неуместными.

И они очень резко контрастируют с кадрами магнетических концертов группы «Кино», воспоминаниями друзей Цоя и небольшими фрагментами интервью самого Виктора. Полагаю, если бы создатели ленты оставили только это, портрет героя получился бы более четким, адекватным и небанальным. Что касается «опасной» песни «Перемен», то разъяснить ее смысл в фильме взялся кинорежиссер Сергей Соловьев: по его словам, Цой имел в виду вовсе не те перемены, которые произошли после 1990 года. Наивная и бессмысленная попытка, Сергей Александрович. Песня давно живет своей жизнью и ни в какие рамки ее не загнать. Как и всю музыку Виктора Цоя и память о нем!

Служба мэломании Южного Портала – по материалам Сети